Коронавирус, самоизоляция, массовое дистанционное обучение в школе – во всей стране изменен привычный ход жизни. Особое волнение испытывают сейчас все участники образовательного процесса, особенно школьники. Как защитить себя и близких от заражения, как жить, не выходя из дома, как освоить школьную программу, завершить учебный год, как сдавать выпускные экзамены? У многих возникла тревога, а как это - учиться дистанционно?!
Вашему вниманию советы психологов Республиканского центра психолого-медико социального сопровождения при Министерстве образования и науки РС(Я).
Самый эффективный способ преодолеть такое тревожное состояние состоит в том, чтобы сосредоточиться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или непредсказуемо, а, наоборот, — на том, что можно и хорошо было бы сделать. Заниматься доступными делами (домашними, учебными) в такой необычной ситуации, как сегодня, может показаться ненужным («непонятно, что нас ждет, все может измениться»), странным («следить за новостями важнее, чем читать литературу»), невозможным («в таком напряжении я все равно не смогу сосредоточиться»). В то время как следить за новостями кажется важным («нужно быть в курсе») и успокаивающим. Однако на самом деле информационный поток увеличивает напряжение, а сосредоточение на привычных делах — снижает его, да еще и позволяет не накапливать дела на будущее.
Для организации дистанционного обучения всем выданы домашние задания, разработаны электронные учебные материалы, у каждого есть комплект учебников, учителя всегда на связи и готовы ответить на все ваши вопросы. Теперь дело за вами! Надо начать всеми этими ресурсами пользоваться!
Не отслеживайте постоянно сообщения в медиа: ограничивайте время, посвященное коронавирусу (10—30 минут в определенное время дня), переключайтесь на другие дела и заботы. А начинать всегда сложно и тревожно. Именно поэтому предлагаю несколько рекомендаций по самоорганизации детей (и родителей) в режиме дистанционного обучения.
1. Дистанционное обучение - это, в первую очередь, обучение, а не средство спасения от безделья и скуки. Соответственно, в режиме дня необходимо выделить специальное время для учебы. Лучше, если это будет обычное школьное время (первая половина дня, пропорционально возрасту, учебной нагрузке, количеству домашних заданий). Представьте, что вы пошли в школу, просто «школа» в данном случае оказалась в вашей квартире, в вашей комнате, за вашим рабочим столом. Режим дня не только поможет в организации учебы, но позволит освободить время для отдыха и развлечений.
2. Обратите внимание на техническое обеспечение образовательного процесса. Проверьте, как работают предложенные вам обучающие электронные площадки, достаточно ли ресурсов вашей техники для их использования. Это хороший способ проверить свои навыки работы в интернете (т.к. ваши навыки игры и общения в соцсетях могут не совпадать с ваши навыками работы в интернете). Если у вас что-то не получается- обратитесь за технической поддержкой к родителям или другим взрослым.
3. Если у вас не получается решить какие–либо технические вопросы, не можете воспользоваться каким-то ресурсом, посмотреть видеоурок или презентацию - не отчаивайтесь!
4.Оценивайте свои тревожные мысли на предмет их полезности и продуктивности: разделяйте, что вы можете сделать конструктивно, а что является пустой тратой времени и сил. Вы можете контролировать некоторые важные вещи из разряда гигиены и образа жизни (мытье рук, питание, физические упражнения, сокращение выходов в общественные места, выполнение учебных заданий), и именно на это стоит направлять свое внимание. А глобальное беспокойство и просчеты возможных негативных сценариев являются «пустыми усилиями» и напрасной тратой сил с повышением уровня стресса.
5. Если все же тревога и растерянность возвращаются, напоминайте себе, что это нормально, важно только не «подключаться» глубоко к этим чувствам, а возвращаться к текущим разным осмысленным делам по намеченному заранее графику.
6. У вас всегда под рукой есть верный помощник – учебник! Там все написано - читайте параграф, делайте конспекты, таблицы, схемы, формулируйте непонятные вопросы, задавайте их вашему верному помощнику Google (вы всегда им пользуетесь в любой бытовой ситуации), приглашайте к сотрудничеству родителей.
7. Помните, что ваши учителя всегда готовы дистанционно прийти на помощь. Узнайте заранее, в какое время и как вы можете связаться с учителем, задать ему вопрос, получить разъяснения.
8. Не забывайте, что результат дистанционного обучения напрямую зависит от вашей способности к самоорганизации! Впереди у вас не месяц каникул, а месяц обучения, просто в необычной форме.
9. Перед тем, как начать что-то новое? всегда волнительно и тревожно. И есть один способ справиться с этим состоянием – начать!
Специалисты Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения проводят индивидуальные консультации, оказывают психологическую поддержку по нижеперечисленным телефонам:
Служба практической психологии - 89245647400
Отдел профилактики аддиктивного поведения - 250-305
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия - 403517
Кроме того, вы можете задать вопросы на эл.почту Центра: rdrmc@mail.ru или в Директ Инстаграм-страниц отделов по следующим адресам:
страница Центра - @rcpmcc.ykt;
Отдел профилактики аддиктивного поведения - @vmeste_radi_buduschego;
Служба ранней помощи @rannee_razvitie_ykt;
Служба практической психологии – Rcpmss_psychologi.
Республиканский центр психолого-медико социального сопровождения
при Министерстве образования и науки РС(Я). |