2020 год ознаменован большим событием - 90- летием со дня образования нашего родного Алданского района, который славится своей богатой историей и традициями, знаменит золотыми людьми разных профессий: горняков, золотодобытчиков, старателей, которые не покладая рук трудятся, добывая благородный металл. Свою неповторимую лепту в эту славную историю района внесла и система образования, которая зародилась тоже 90 лет назад, когда появился районный отдел народного образования.
Конечно, первые школы на золотом Алдане появились чуть раньше, в 1925 — 1926 годах, в них обучалось 48 учащихся. В последующие два года открылось 6 школ. В них занимался уже 181 учащийся. Затем в п. Незаметном, кроме русской школы, были открыты корейская в г.Томмоте, в Тимптоне — эвенкийская. В 1930-1931 гг. – было уже 16 школ, 1255 учащихся. И первый детский сад в г. Алдане открылся более девяноста лет назад, в 1929 г. Это было ведомственное, треста «Алданзолото», дошкольное учреждение, рассчитанное на 50 ребятишек. В 1932 г. в городе появились ясли №1 на 70 мест, а два года спустя - ещё один детский сад на 50 мест.
Общее обязательное начальное обучение по Алданскому району проводится с 1930 года. С февраля 1931 г. выполняется постановление VII Всеякутского съезда советов о введении всеобуча и ликвидации неграмотности, в т.ч. и взрослого населения. Занятия в пунктах по ликвидации неграмотности на общественных началах вели активисты, среди которых наши педагоги. Решением Президиума районного исполнительного комитета в июле 1931 года введено обязательное семилетнее обучение. В годы II пятилетки ставятся вопросы организации среднего образования. Ликвидация неграмотности и малограмотности в районе была завершена в 1946 году, что было зафиксировано соответствующим государственным актом.
В 1939 году в Алдане открылось педагогическое училище. Оно готовило учителей начальных классов, которые активно участвовали в ликвидации неграмотности.
С начала Великой Отечественной войны десятки учителей и сотни выпускников ушли на фронт защищать Родину. Многие не вернулись, и мы чтим их память.
Те, кто остался, 4 года, жили призывом «Все – для фронта», черпали силы в нем, боролись и победили. Большую помощь оказывали школьники средних и старших классов, внося свой вклад в приближение Победы: принимали участие в «днях золота», в сельхозработах, в заготовке дров, отправке вещей на фронт под руководством пионерской организации имени В.И.Ленина.
Работали не покладая рук педагоги, в основном женщины, девушки, учили детей в военные и послевоенные годы, давали прочные знания, закладывали основы высокой нравственности.
Эстафету пионеров педагогики на Алдане приняли учителя 1950—1960-х годов. В 1966 году в районе уже имелось 49 школ, из них 14 — средних, 17 — восьмилетних, 18 — начальных, в них обучалось 12113 учащихся. В трех школах-интернатах обучалось 824 ученика. В школах работали 673 педагога.
В этот исторический период перед педагогами была поставлена цель – развитие всесторонне развитой личности. В реализации этой цели с присущим времени энтузиазмом для детей педагогами были организованы различные кружки. Активизировались краеведческая работа, поисковые экспедиции, туристические слёты, работа на пришкольных участках, в этот период во многих школах района были организованы школьные музеи (школа №1,4,5, 7, 20, 21 и др.), работали геологические кружки. В каждой школе были туристические кружки по изучению родного края. Ежегодно проводились районные туристические слёты. Были созданы поисковые экспедиции, в школах действовали Залы, комнаты или уголки Боевой славы.
На конец 50-x-начало 60-х гг. пришелся и пик строительства типовых дошкольных учреждений, который продолжился в последующие годы. Переселился в новое типовое помещение в 1959 г. детский сад «Чебурашка» в п. Ленинский. Гордостью района стал детский сад «Светлячок» в г. Алдане. В шестьдесят седьмом году аэропорт «Алдан» открыл свой ведомственный детский сад «Ястребок». С приходом в район транспортных строителей выросли новые микрорайоны Солнечный в Алдане и Синегорье в Томмоте, где были построены детские сады и т.д.
До 1993 г. в Алданском районе работало 52 детсада. Но закрывались предприятия, шёл отток населения, снижалась рождаемость. Это привело к передаче ведомственных дошкольных учреждений в муниципальную собственность. А с ликвидацией некоторых населённых пунктов в районе не стало и детских садов. На 1 января 2020 г. их было 26. Но у каждого своя программа обучения, свое «имя» на карте района. Сегодня муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещает чуть более 2600 детей от 1,5 до 7 лет.
В 80-е годы Министерством народного образования был взят ориентир на введение в школах производственного обучения. Трактороведение, швейное дело, автодело, основы строительного дела, кулинария и многие другие направления предпрофессиональной деятельности совместно с шефствующими предприятиями и организациями района реализовывали в старших классах общеобразовательных школ. В воспитательной работе особое место заняло профориентационное направление деятельности. В каждой школе был создан кабинет профориентации.
90-е годы ознаменованы появлением новых альтернативных учреждений: гимназий в г.Алдан и п.Нижний Куранах, лицея. В 1992 г. на базе кочевых родовых общин открылись малокомплектные школы (школа №38 при родовой общине «Угут» и школа №40 на участке «Амма» совхоза «Алданский», для которых Хатыстырская школа №20 стала базовой.
В девяностых годах активизировалась исследовательская деятельность образовательных учреждений района. Многие образовательные учреждения стали связывать свою деятельность с научными организациями высшей школы, стали претендентами на статус инновационных площадок различных уровней.
За последние систематизирована система контроля со стороны органа управления за качеством образования. В начале 21 века (2001, 2004, 2006 гг.) в районе были проведены республиканские семинары-совещания по этой теме, Успешно внедрены инновационные проекты «Комплексный проект модернизации образования», Приоритетный национальный проект «Образование», программы развития образовательных организаций в условиях создания Открытого образования. В результате во всех образовательных организациях созданы соответствующие современным требованиям условия для информатизации образовательной среды, расширения образовательного пространства, формирования здоровьесберегающей среды, повышения квалификации педагогических кадров. Созданы условия для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 кл. В 2019 г. 100 % организаций (26 общеобразовательных организаций) успешно прошли независимую оценку качества образовательных услуг.
В настоящее время педагогическое сообщество района активно включилось в реализацию национального проекта «Образование» по направлениям федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»: центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста» открыты и успешно функционируют в МБОУ «СОШ №20 с.Хатыстыр», МКОУ «СОШ №7 с.Кутана». В феврале 2019 года создан Центр дополнительного образования детей в г.Алдан. Известны в республике проводимые в районе межрайонные Калмыковские чтения, Южно-Якутский образовательный форум, налажено тесное взаимодействие и сотрудничество с Мегино-Кангаласским и Жиганским районными управлениями образования.
Далеко за пределами республики знают имена спортсменов нашего района, подготовленных тренерами - преподавателями ДЮСШ г.Алдан и с.Хатыстыр.
Можно с уверенностью сказать, что делается все возможное для дальнейшего развития образования в районе. Значительно улучшаются материальные и организационные условия существования школьных и дошкольных учреждений. Сформирована и успешно функционирует система поддержки талантливых детей, педагогических кадров (фестивали, конкурсы, олимпиады, НПК, спартакиады, соревнования). Много внимания уделяется укреплению здоровья детей и подростков. Педагоги постоянно повышают свое профессиональное мастерство. Реализуются государственные программы, но не только: в районе много собственных планов и наработок, новых идей, которые претворяются в жизнь.
Таковы основные вехи девяностолетней истории системы образования Алданского района. За всем этим стоит неоценимый вклад, труд коллективов образовательных организаций, каждая из которых славится своими педагогами, и районного органа управления образованием.
До 1995 года в разное время орган управления образования возглавляли Зимин Петр Григорьевич, Потапов Никс Тимофеевич, Полосков С.А., Степанков Евгений Иванович, Николаев Семен Михайлович, Мазуркевич Виталий Леонидович, Горбатюк Борис Александрович, Бронников Анатолий Васильевич, Зоткин Вячеслав Григорьевич, Костина Валентина Ивановна и другие.
С августа 1995 года начальником управления назначен Чекулаев Алексей Степанович, который исполнял обязанности начальника до ликвидации учреждения в 2009 г. В 2009 г. районное управление образования было преобразовано в МКУ «Департамент образования», которое Чекулаев А.С. возглавлял до 2014 г. С 2014 г. – руководитель Департамента образования – Хрущ Елена Ивановна, вся педагогическая деятельность которой связана с системой образования Алданского района.
Уважаемые руководители, педагогические работники, учащиеся и их родители! Примите сердечные поздравления с юбилеем района, системы образования и пожелания профессиональных побед и личных достижений! Крепкого здоровья, благополучия, счастья, стабильности и процветания вам и вашим близким!
С уважением, Хрущ Е.И. и коллектив
МКУ «Департамент образования МО «Алданский район»
P.S. Более подробную информацию об истории образовании можно узнать на сайте Департамента образования на страницах «90-летие района» и «100-летие дошкольного образования». Предлагаем поделиться воспоминаниями, фотографиями, отправив их на электронную почту muuoar@bk.ru, чтобы восполнить богатую историю образования. |