21.05.2024 года на базе МБДОУ ЦРР д/с «Светлячок» г. Алдан проведен семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми инвалидами» и олимпиада педагогических команд (молодой педагог и наставник) на тему: «Организация деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями».
В целях успешной адаптации и сопровождения детей-инвалидов в условиях дошкольного учреждения команда специалистов детского сада «Светлячок»: старший воспитатель Плотникова М.Г, педагог – психолог Павлович М.И, учитель – логопед Метцлер О.В., тьютор Богданова И.А., музыкальный руководитель Гранина В.И. и воспитатель Зуева О.В. поделились опытом работы по созданию условий для реализации инклюзивного образования, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; рассказали об особенностях тьюторского сопровождения особенных детей. Павлович М.И. познакомила коллег со структурой коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС, показала видео-занятие, в процессе которого педагоги смогли увидеть методы и приемы, используемые педагогом. Под руководством Граниной В.И. воспитанники детского сада продемонстрировали своё умение играть на музыкальных инструментах, прочитали замечательное стихотворение А. Барто «Мама спит» и очень душевно исполнили песню «Дарите детям доброту». В заключение семинара мастер-класс по изготовлению тактильных пособий провели воспитатель Самонкина М.С. и молодой педагог Тихонова М.И.
В педагогической олимпиаде приняли участие 12 команд из 12 дошкольных организаций района. Педагогам предстояло ответить на теоритические вопросы по организации инклюзивного образования в ДОУ и из подручных материалов изготовить тактильное панно. Работа с многофункциональным развивающим панно способствует развитию речи, обогащению и активизации словаря детей. Панно может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления; возможно применение в совместной деятельности. Команды очень творчески подошли к выполнению практической части олимпиады. Панно получились очень разные, оригинальные, каждое со своей «изюминкой». На суд жюри были представлены «подводный мир», «звёздное небо», «весеннее утро», «весёлые змейки», «лебединое озеро». По итогам теоритической и практической части определены победители и призёры педагогической олимпиады:
I место – МБДОУ «Колобок» г. Алдан: Ешкина А.В. - инструктор по физической культуре, Пономаренко А.Н. - педагог-психолог,
II место – МБДОУ «Мишутка» г. Алдан: Фалина И.Н. - учитель-логопед, Костюченко О.В. - воспитатель; МБДОУ ЦРР «Снежинка» г. Алдан: Трифонова Е. Л. - воспитатель, Винокурова Е. С. - воспитатель.
III место – МБДОУ «Крепыш» г. Алдан: Воложакина О. А. - воспитатель, Павленко С. И. - учитель-логопед; МБДОУ ЦРР «Радуг» п. Нижний Куранах: Иванова К. А. - воспитатель, Придачина В. С. - воспитатель; МБДОУ «Черёмушка» г. Томмот: Бояркина А. Ю. - воспитатель, Паршкова Ю. П. - педагог-психолог.
Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии, установить тесный контакт с родителями особого ребенка — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. Главное направление в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, инклюзивного образования - «включение» детей с ОВЗ в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». Педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации, творчества, практической деятельности которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Воспитатель, узкие специалисты детского сада должны создать необходимые условия, в которых особенный ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. |