Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В рамках мероприятий, посвященных 90-летию со дня основания Алданского района, на основании годового плана работы отдела общего образования МКУ «Департамент образования, в целях создания условий для приобщения детей и педагогов к изучению истории Алданского района, родного города, поселка, села с 19.10.2020 года по 19.11.2020 года среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, проведён районный смотр-конкурс на лучший центр краеведения «Мой край».
Задачи смотра-конкурса:
- содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности;
- воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к своей малой родине;
- побуждение педагогов к краеведческому поиску;
- выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками;
- создания предметно-развивающей среды для качественной воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования,
Смотр-конкурс проходил в дистанционном формате. В смотре-конкурсе «Мой край» приняли участие педагоги, родители и воспитанники из 21 дошкольной образовательной организации: МБДОУ ЦРР «Василёк», «Светлячок», «Дюймовочка», «Родничок», «Радуга», «Оленёнок»; МБДОУ «Снежинка», «Мишутка», «Ромашка», «Крепыш», «Колобок», «Дельфин», «Чебурашка», «Черёмушка», «Золотая рыбка», «Ёлочка», «Сардана», «Журавлик»; МКДОУ «Хатынчан», «Солнышко», Якокитский филиал МБДОУ ЦРР «Радуга».
На суд жюри было представлено 39 центров краеведения, в 4 номинациях (система работы по краеведению в ДОУ, центр краеведения для детей младшего и среднего дошкольного возраста, центр краеведения для детей старшей группы, центр краеведения для детей подготовительной к школе группы). Оценивались конкурсные работы по следующим критериям:
- Рациональное размещение.
- Соответствие возрасту детей.
- Качество и эстетическая направленность центра.
- Воспитательная и развивающая направленность.
- Творческий и инновационный подход к оформлению.
- Содержание материала - количественное и качественное: наличие буклетов, альбомов, открыток, рисунков, фотографий, поделок, картин, стенгазет, карт, статей из газет, художественной литературы, подборок стихов и другое.
- Оценка мастерства педагогов при презентации уголка (владение материалом, умение связать рассказ с показом содержания уголка, культура речи и эмоциональность педагога при преподнесении, коммуникативная культура, по желанию педагогов – участие детей).
Хотелось бы отметить качество и эстетическую направленность, наличие и большое разнообразие дидактического материала для работы с детьми в центрах краеведения всех представленных ДОУ. Рационально и доступно размещены центры в ДОУ «Светлячок», «Родничок», «Журавлик», «Колобок», «Ромашка», «Золотая рыбка», «Ёлочка», «Крепыш». Творчески подошли к представлению и оформлению своих центров краеведения: ДОУ «Радуга», «Дельфин», «Солнышко», «Дюймовочка». Грамотно выстроенным (в соответствии с ФГОС ДО) было представление центров: ДОУ «Снежинка», «Василёк», «Мишутка», «Оленёнок». Показаны интересные методы и приемы деятельности центров: ДОУ «Чебурашка», «Черёмушка», Якокитский филиал ДОУ «Радуга» - «Зоренька». Большое количество материала по сохранению традиций коренных малочисленных народов Якутии представлено в центрах краеведения ДОУ «Сардана» и «Хатынчан». Между тем, многим участникам не хватило живого, личного (не презентационного) представления, показа и рассказа о богатых и разнообразных материалах своего центра краеведения, «изюминки», выстроенной системы работы в представлении центров, не все педагоги учли возрастные особенности воспитанников представляемых групп.
Всем участникам районного смотра-конкурса на лучший центр краеведения «Мой край» вручены сертификаты участника.
Лучшими в конкурсе стали:
В номинации «Лучшая системы работы по краеведению в ДОУ»: творческие коллективы МБДОУ «Дельфин», МБДОУ ЦРР «Василёк» и МБДОУ «Снежинка» (все - г. Алдан).
В номинации «Лучший центр краеведения в младшей и средней группах ДОУ»: Потылицына Н.В. – вторая младшая группа МБДОУ «Снежинка» г. Алдан, Захарова Н.Г. – средняя группа МБДОУ ЦРР «Радуга» п. Нижний Куранах, Морозова О.Н. –средняя группа МБДОУ «Колобок» г. Алдан, Ерецкая И.Н. – вторая младшая группа МБДОУ ЦРР «Дюймовочка» г. Алдан, Сумина Н.Л., Ведерникова И.С. – 2 группа раннего возраста МБДОУ «Ромашка» г. Алдан, Малошенко Е.В. – младшая группа МБДОУ «Золотая рыбка» г. Томмот.
В номинации «Лучший центр краеведения в старшей группе ДОУ»: Мельничук А.Н., Костюченко О.В. –МБДОУ «Мишутка» г. Алдан, Солдатенко О.В., Бугунова К.В. – МБДОУ ЦРР «Радуга» п. Нижний Куранах, Розевика Н.А., Плотникова О.И. – МБДОУ ЦРР «Дюймовочка» г. Алдан, Порядина И.А., Винокурова Е.С. – МБДОУ «Сардана» с. Хатыстыр.
В номинации «Лучший центр краеведения в подготовительной группе ДОУ»: Черемных О.Н. –МБДОУ ЦРР «Радуга» п. Нижний Куранах, Мутовина М. М. – МБДОУ ЦРР «Оленёнок» п. Нижний Куранах, Борец О. Н. – МБДОУ ЦРР «Дюймовочка» г. Алдан, Мартынова Н.Б., Маркова Р.А. – МБДОУ «Сардана» с. Хатыстыр, Энгель Т.Н., Бражникова Т.В. – МБДОУ «Крепыш» г. Алдан, Паршкова М.Р. – МБДОУ ЦРР «Родничок» г. Томмот.
В номинации «Оригинальное представление центра краеведения ДОУ» отмечен творческий коллектив МКДОУ «Солнышко» с. Верхний Куранах.
В номинации «Сохранение традиций ДОУ» за создание и представление мини-музея «Юктэкэн» отмечены Диодорова Е.В. и Макарова А.В. МКДОУ «Хатынчан» с. Кутана.
Огромное спасибо всем участникам районного смотра-конкурса за большую проделанную работу по организации центров краеведения!
Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему общие непреходящие человеческие ценности.
Ушакова А.В., отдел общего образования
Департамента образования |