Реализацию государственной политики в сфере дошкольного образования обсудили на VI Всероссийском съезде работников дошкольного образования, который прошёл 17–18 ноября. VI Всероссийский съезд работников дошкольного образования организован Минпросвещения России совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО и Академией Минпросвещения России. Работа съезда осуществлялась дистанционно на площадке ММСО (АНО «Московский международный салон образования»).
Работа съезда была организована по шести направлениям: «Стандарт дошкольного образования», «Воспитание и развитие детей раннего возраста», «Инклюзивное дошкольное образование», «Воспитатель будущего», «Информационное пространство дошкольного детства в цифровую эпоху», «Преемственность детского сада и начальной школы». В мероприятиях съезда приняли участие более 33 тысяч человек из всех регионов России. И.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре акцентировала внимание на обмене опытом между регионами. «Для нас важно, как дошкольное образование развивается на местах, интересны ваши исследования, рекомендации и успешные практики. Со своей стороны, мы продолжим изучать темы раннего возраста, дошкольного образования и преемственности воспитания от 0 до 18 лет, интегрировать в воспитательные процессы вопросы инклюзии», – сказала она.
Активное участие в работе съезда приняли педагоги дошкольных образовательных организаций Алданского района: Дрогальцева Е.С. – заведующая МБДОУ «Ромашка» г. Алдан, Скворцова Г.Г. – заведующая МБДОУ «Золотая рыбка» г. Томмот, Кравцова Е.П. – заведующая, Логунова И.С. – старший воспитатель МБДОУ ЦРР «Радуга» п. Нижний Куранах, Дрозд В.В. – старший воспитатель МБДОУ «Мишутка» г. Алдан, Шумакова О.О. – старший воспитатель МБДОУ «Снежинка» г. Алдан. Программа съезда была очень насыщенной и разнообразной. Наши педагоги приняли участие в совещаниях, конференциях, дискуссионных площадках. Познакомились с лучшим педагогическим опытом регионов, представленным в мастер-классах "Физкультура и детская жизнь, наполненная смыслом", "Нефронтальная образовательная деятельность: работа в центрах активности", "Чем зацепить современных дошкольников, чтобы им была интересна образовательная деятельность?"
18 и 19 ноября на платформе Министерства образования и науки РС(Я) рамках мероприятий VI Всероссийского съезда работников дошкольного образования были организованы и проведены шесть региональных тематических онлайн-площадок: «Инклюзивное дошкольное образование: в документах и в реальности», «ФГОС дошкольного образования: позитивные изменения и трудности реализации», «Дети до 3–х лет: кто они и как их воспитывать?», «Воспитатель будущего: каким ему быть?», «Детский сад в цифровую эпоху: позитивные и негативные стороны развития», «Преемственность начальной школы и детского сада». Общее количество участников составило 697 человек. Министр образования и науки РС (Я) Михаил Сивцев отметил, что по итогам года Якутия заняла второе место в десятке лучших регионов из 85 субъектов РФ по обеспечению качества дошкольного образования.
Педагоги делегации Алданского района приняли самое активное участие в работе тематических площадок. На высоком профессиональном уровне представили систему работы дошкольного образования Алданского района и осветили деятельность своих дошкольных организаций.
На площадке «ФГОС дошкольного образования: позитивные изменения и трудности реализации» Дрозд В.В. – старший воспитатель МБДОУ «Мишутка» - рассказала об организации работы консультативно-методического центра ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Валерия Валерьевна подробно остановилась на деятельности КМЦ ДОУ «Мишутка» в условиях карантина; обратила внимание слушателей на то, как за последние 5 лет изменился характер образовательного процесса в детском саду. В завершении своего выступления сделал акцент на эффективных критериях качества дошкольного образования в современных условиях.
О том, что цифровизация стала неотъемлемой частью и дошкольного образования, а пандемия способствовала повышению ИКТ-компетентности педагогов, большему освоению педагогами цифровых дистанционных технологий говорила Скворцова Г.Г. – заведующая МБДОУ «Золотая рыбка» во время своего онлайн-выступления на тематической площадке «Воспитатель будущего: каким ему быть?». Галина Геннадьевна подробно остановилась на принципах, задачах, условиях и трудностях дистанционного обучения в детском саду. Очень наглядно представила организацию дистанционного обучения в своей дошкольной организации, отметила, какие формы работы были наиболее успешными и пользовались популярностью у родителей воспитанников, например: видео консультации в чатах в мессенджерах WatsApp, Viber, видеозаписи мастер-классов, акции и флешмобы. В конце своего выступления Галина Геннадьевна рассказала о трудностях в организации дистанционного обучения и подчеркнула, что умение работать дистанционно становится универсальным требованием педагога ДОУ 21 века, но есть вопросы, требующие решений: как к этому подготовить педагогов, какие условия создать, с чего начать и т.д.
Очень содержательный разговор состоялся на тематической площадке «Преемственность начальной школы и детского сада». В развернувшиеся на площадке дискуссии приняли активное участие Кравцова Е.П. – заведующая, Логунова И.С. – старший воспитатель МБДОУ ЦРР «Радуга». Педагогами был представлен опыт работы по организации преемственности в ранней профессиональной ориентации ребенка МБДОУ «Радуга» и МБОУ «Гимназия п. Нижний Куранах». Елена Петровна отметила, что обучение в школе всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее, в дошкольном детстве, и поэтому детский сад и начальная школа должны находиться в постоянной системной взаимосвязи. Ирина Сергеевна познакомила участников онлайн-площадки с методами и приемами преемственности организаций в вопросах ранней профориентации по специальностям технической направленности, а именно совместную реализацию модулей программы «STEM – образование»: роботехника и мультстудия.
По итогам обсуждения тем дискуссионных площадок сформирована позиция региона по данным вопросам и направлена в Министерство Просвещения РФ. Методические материалы будут направлены в муниципальные районы и городские округа для работы и внедрения в дошкольные образовательные учреждения.
Поднятые на Съезде темы по вопросам реализации государственной политики в сфере дошкольного образования очень актуальны, предложенные темы пленарных заседаний, секций, лучший педагогический опыт и участие в дискуссионных площадках были интересными и полезными и, несомненно, помогут в реализации инновационных образовательных программ и моделей, результативных методов и технологий!
Ушакова А.В., главный специалист отдела общего образования
МКУ «Департамент образования» |