Посвящаю памяти моей тети
Кузнецовой Серафимы Герасимовны
Мы часто произносим это слово – «учитель», но не задумываемся, какую большую роль оно играет в жизни каждого человека. Очень трудно представить сколько сил, души, труда и терпения учитель вкладывает в каждого ученика, чтобы из девчонок и мальчишек выросли счастливые, успешные люди! Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и приводит к тому, что впоследствии прорастет и созреет из того маленького «зёрнышка», что представляет собой ребенок, попадая в руки настоящего Учителя?
Именно о таком учителе я и поведу свой рассказ. И мой рассказ будет о моей тете, сестре моего отца, моей учительнице, классном руководителе, благодаря которой и я выбрала для себя ту же стезю, и вот уже более 40 лет работаю в той же Лебединской школе №10.
…Листаю старый альбом в плюшевой обложке, вглядываюсь в пожелтевшие от старости фотографии, они для меня, как звук прошедших лет, которые заставляют оглянуться назад, пройтись по пройденному пути, пробежаться по своей судьбе, судьбе моих предков. Они меня успокаивают, расслабляют, снимают напряжение. Вот мой прадедушка Егор, рядом со своей супругой, моей прабабушкой Пелагеей. Простые открытые лица, строгие глаза смотрят, будто вопрошают – а как ты живешь, честно ли, по совести ли? И они имели на это право – ведь сами прожили нелегкую, полную невзгод жизнь, жизнь бедных крестьян из деревни Семеновка Уярского уезда Красноярского края. Отсюда в 1930 году в поисках лучшей жизни и хлеба насущного семья Сергеевых в количестве трех взрослых - моего дедушки Герасима Егоровича, его жены Анастасии Александровны, моей бабушки, и мамы Пелагеи, моей прабабушки, (к сожалению, не сохранилось отчество) и трех малолетних детей Серафимы 4 лет, Петра 2 лет и годовалого Александра (мой отец) отправились на Север, в далекую, неведанную Якутию, на Алдан. Весть о том, что там открыты несметные богатые залежи золота, докатилась и до их глухой деревеньки. И несколькими семьями (одним было не выжить в те лихие времена) обозом они тронулись в дальнюю дорогу. Лютые морозы пришлось переждать в Большом Невере, с наступлением весны продолжили свой путь. Моего деда, Герасима Егоровича, как старого большевика поставили во главе золотопромышленного участка на 2 Орочене. Жить бы да жить, но судьба усердно «свои плетет кружева». Бабушка, Анастасия Александровна, отличавшаяся своей статью и нехрупким телосложением, пошла работать в шахту, где трагически и погибла в 1935 году. Да, наверное, как жена руководителя, могла бы найти себе работу поспокойнее и полегче, но большевистская совесть и крутой характер Герасима Егоровича не позволили ей это сделать. После ее смерти остались без матери трое малолетних детей. Нелегко было растить их одному Герасиму Егоровичу, тяжело перенес он потерю жены, порой, земля уходила из-под ног, но нужно было жить дальше, поднимать детишек.
Шли годы, подрастали дети. Наступила пора для старшей дочери, когда необходимо было определиться с выбором профессии. Серафима остановила свой выбор на профессии педагога.
…1941-й. Грозным вихрем ворвалась война в мирную жизнь нашей страны. Несколько раз Герасим Егорович писал заявление с просьбой направить его на фронт, но отказ за отказом. В тылу тоже шла своеобразная битва - для фронта нужно было золото, золото, на которое закупались самолеты и танки, чтобы бить фашистов. И кто-то должен выполнять эту непростую задачу – организовать добычу металла силами женщин и детей, взамен ушедших на фронт отцов и мужей.
Отгремела жестокая война, и теперь на золото закупались комбайны и трактора - началось восстановление разрушенной Родины.
Годы учебы Серафимы пришлись на трудные военные годы. В 1941 году по окончании семилетки она поступила в педагогическое училище в г. Алдане, через три года получила диплом учителя начальных классов и была направлена заведовать начальной школой в поселок Рыбный, недалеко от Тырканды. Маленькой школе она отдала целых шесть лет, обучая детишек грамоте, арифметике и чтению. Здесь же судьба свела ее со статным красавцем Михаилом Кузнецовым, который стал затем ее мужем, и вдвоем они зажгли огонь семейного очага. Семейная жизнь была, как и у многих, порою ровная и простая, нередко сложная и капризная, а в общем быстрая и суетная в заботах, особенно с рождением первенца Валерия, который появился на свет в 1949 году.
В 1950 году молодые переехали в поселок Лебединый, и на долгих почти сорок лет он стал для них родным. Михаил был назначен заведующим клубом, и, кстати сказать, в течение многих десятков лет активно организовывал культурный досуг жителей поселка: шахтеров, рабочих фабрики, пенсионеров и молодежи. Серафима Герасимовна устроилась в Лебединскую школу, тогда еще семилетнюю.
Выбрав себе профессию, Серафима Герасимовна на всю жизнь осталась ей верной. Посвятив себя педагогической деятельности, всегда чувствовала высокую ответственность за свой выбор, но вместе с тем понимала, что нельзя быть застывшим в своей профессии и что учитель обязан всегда продолжать учиться сам. И в 1955 году она поступает в Якутский педагогический институт заочно. Поступая в пединститут на факультет русского языка и литературы, она знала, что учительская работа очень беспокойная. И это так. Она требует высокой ответственности и организованности, постоянного эмоционального напряжения и бесконечной энергии. Только высокоинтеллектуальная личность, обладающая колоссальными знаниями, только человек высокого долга, большой и чуткой души, доброго и терпеливого сердца может справиться с этой трудной задачей. Все эти качества были присущи Серафиме Герасимовне Кузнецовой, которая способна была зажигать лучи и звезды в каждой детской душе.
В 1959 году в семье появился еще один сынишка Александр. И жизнь потекла своею чередой. Было много интересных событий, ярких дат, светлых и радостных мгновений. Все самое хорошее вплеталось в жизнь, как золотая лента в косу. Вот старший Валера стал первоклассником, вот первая поездка к морю, а вот первые шаги освоил младший Саня…
И всегда личная жизнь неразрывно переплеталась с любимой работой.
Если бы ее спросили тогда «Что для вас счастье?», она незамедлительно ответила бы: «Счастье — это каждый день заниматься тем, что тебя радует больше всего на свете». А это значит — жизнь для детей, ради детей и работа с детьми. В разные годы она была организатором внеклассной работы, и заведующей учебной частью, и просто учителем русского языка и литературы, и во все годы она уверенно несла факел знаний подрастающему поколению, воодушевляла детей на добрые поступки, для того, чтобы из каждого вырос, прежде всего, настоящий человек. Она воспитывала в нас, своих учениках, чувство гордости за свой народ, за его великие подвиги в годы Великой Отечественной войны, уважение к своему родному языку, потребность к его изучению и любовь к родному краю, без чего немыслим подлинный патриотизм. А еще она учила нас высоким нравственным качествам: доброте, непримиримости к подлости, вероломству, предательству, учила верить в истинную дружбу, воспитывала в нас активную жизненную позицию.
Хочется заметить, что Серафима Герасимовна творчески подходила к процессу обучения. Она обладала умением чувствовать ученика, замечать его индивидуальные возможности и особенности. Заботилась о всестороннем развитии детей, стремилась привить им вкус к творчеству, любовь к прекрасному, давала возможность выразить себя. Много делала для того, чтобы жизнь её воспитанников была интересной и насыщенной. Часто выезжала с нами на экскурсии, под ее руководством мы регулярно посещали Алданский краеведческий музей для того, чтобы расширять наш кругозор. Под ее руководством в школе был организован хор из более чем 100 учащихся! И как слаженно и многоголосно звучали «На сопках Манчжурии», «Санта Лючия», «Амурские волны» и десятки других песен! Проводились сотни внеклассных мероприятий в воспитательных целях и развития нашего интеллекта. Она обращала внимание и на то, чтобы все ученики участвовали в них, занимались в коллективах художественного творчества и выступали в концертах, агитбригадах. И это правильно. Когда дети танцуют, поют, играют, стихи читают, то они чувствуют свою востребованность, ощущают успех, и это их окрыляет, и к тому же у них развиваются ответственность и дисциплина, а это очень важно и для становления личности.
Параллельно с любимой работой в школе, Серафима Герасимовна активно участвовала в общественной жизни поселка, района. В те годы идеологическая составляющая занимала важное место в жизни каждого человека, тем более учителя. Совершенно сознательно в 1965 году она стала членом коммунистической партии, ибо свято верила в идеи партии Ленина. Несколько лет возглавляла первичную партийную организацию школы, неоднократно избиралась депутатом поселкового совета.
О человеке судят по его делам. Труд Кузнецовой С.Г. отмечен Почетной грамотой Министерства образования РСФСР, почетными грамотами и благодарственными письмами ЯАССР. Но главная её награда — любовь и уважение учеников, в сердцах которых она оставила яркий след. Её бесценный самоотверженный учительский труд, её неиссякаемый жизненный порыв, огромный внутренний размах всегда были и будут главным ориентиром лучших человеческих качеств для всех, кто имел счастье у неё учиться.
…За плечами большая жизнь, отданная служению самому ценному и дорогому – детям, людям. Выросли и стали достойными людьми свои собственные сыновья, а теперь уже и внуки и правнуки. Последние годы Серафима Герасимовна прожила в Ленинградской области, там же и похоронена.
Предлоги и союзы… Гиперболы и оксюмороны…Пушкин и Блок… Раскольниковы и Обломовы… Всем этим была наполнена жизнь Серафимы Герасимовны Кузнецовой. Все это — «мои университеты». Все это — память о моем Учителе, о Человеке с большой буквы.
Серватовская (Сергеева) Татьяна Александровна,
учитель МКОУ СОШ№10 п. Лебединый