Как становятся учителями? По-разному. Нередко дорога в школу приводит взрослого человека случайно, когда он уже получил образование в другой сфере, иногда совершенно далёкой от педагогики. Случается и так, что, получив педагогическое образование, новоиспечённый специалист не уживается с атмосферой школьной жизни и находит себя в чём-то другом, навсегда порвав с этой профессией.
Мне в этом смысле повезло. Практически с первых лет жизни я знала, что буду учителем, ведь всё моё осознанное дошкольное детство прошло на уроках Александры Петровны Костроминой, моей родной тётушки, маминой сестры, на попечении которой я и прожила шесть лет – с двух до восьми.
Это было совсем маленькое сельцо с неблагозвучным названием Заготскот, в одну улочку, затерянное среди предгорных сопок южной части Алтайского края. И школка была тоже маленькая, всего-то несколько разновозрастных учеников от семи до четырнадцати лет. И учитель один, он же директор, – моя дорогая тётушка, мой, по сути, первый учитель, первый наставник. Не помню, чем я там, на уроках, занималась – может быть, рисовала, или что-нибудь мастерила, или просто слушала и думала. Но одно несомненно: подсознательно дух педагогического взаимодействия ученика и учителя проникал в душу и формировал мироощущение и миропонимание маленькой девочки четырёх – семи лет.
Первый класс я окончила в другой школе, но там же, в Алтайском крае. До сих пор помню добрые, почему-то всегда печальные глаза первой учительницы, Валентины Ивановны, её заботливое, материнское отношение ко мне. Наверное, и к другим детям тоже, но в памяти осталось, что именно ко мне. Помню её тихий, будто приглушённый голос, так магически действовавший на меня: хотелось не огорчать её, хотелось быть лучшей, хотелось, чтобы она чаще улыбалась. Как я благодарна Валентине Ивановне за этот первый год моей ученической жизни!
А со второго класса – Якутия, тогда далёкая и загадочная, а теперь близкая и родная. Здесь с пятидесятого года жили и работали в геологических экспедициях, в палаточных посёлочках мои родители, завербовавшиеся (так тогда это называлось) на Север ещё до моего рождения.
Жиганская средняя школа, во многом сформировавшая меня как личность. И здесь мысль о будущем учительстве не покидала меня. «Я точно буду учителем, только не знаю, что выбрать: математику или литературу», - примерно так говорила я подружкам.
Что греха таить, наверное, каждый со мной согласится, что через школьные годы человека проходит много учителей, но мало тех, кто остается в душе каждого из нас навсегда…
…Строгий и требовательный Валерий Яковлевич, учитель начальных классов. (Как я его боялась!) Модест Иннокентьевич, самозабвенно влюблённый в музыку, познакомивший нас с «Полонезом» Огинского и «Лебединым озером» Чайковского, с Девятой симфонией Шостаковича и вальсами Штрауса. Он ставил нам для прослушивания грампластинки и сам виртуозно играл на скрипке. Диковинным инструментом для детей далёкого якутского села была в начале 60-х годов эта скрипка! Александра Васильевна, для которой Богом в мире науки была химия. Вера Степановна Зимина, наш классный руководитель в среднем звене, учитель русского языка и литературы, приехавшая в далёкую Якутию из-под Полтавы. Она оставила память о себе тем, что привила нам любовь к культуре украинского народа, его музыке и танцам…
Шёл 1968 год. Восьмой класс. Учителем какого предмета буду – я ещё не знала. И вот в один из прекрасных дней появилась в нашем классе Она – Лидия Михайловна Вишинскене. Высокая, стройная, с сияющими лучистыми глазами. Она давала нам Пушкина. Целых две недели длилась сказка очарования Евгением Онегиным и Татьяной Лариной. Лидия Михайловна так проникала в душу, что не влюбиться в пушкинскую поэзию было уже невозможно. Две недели, всего две недели. Но именно после них пришло решение: «Вот оно! Я буду, как Лидия Михайловна, учить детей любить литературу!»
Яков Иванович Алексеев. Наш учитель истории, наш уважаемый директор. Умный, немногословный, всё понимающий, с пристальным, проницательным взглядом. Казалось, он видел насквозь каждого из нас. Помню, в последний день занятий, он же День последнего звонка (это было 23 мая) мы всем классом сбежали на Лену смотреть ранний ледоход, он начался в этот день утром. Как пропустить такое величественное зрелище! И урок-то ведь последний в нашей школьной жизни. Что он даст, самый последний урок?! Правда, это урок Якова Ивановича, но всё равно, последний ведь. Примерно так рассуждали все сбежавшие. С каким виноватым и покорным видом вошли мы в класс! Яков Иванович ждал нас. Спокойно пригласил нас садиться, а потом так же спокойно и вдумчиво посмотрел в глаза каждому и, вздохнув, произнёс: «Ну что, сбежали? Молодцы. И это иногда надо». И больше – ни слова упрёка. Мудро.
Прощальный выпускной. А после него – дерзкое юношеское решение – поехать в большой город, поступить в пединститут. Но Новосибирск не принял в свои студенческие ряды наивных девочек из далёкой Якутии. И вот снова Жиганск, и опять встреча со строгим директором. Именно Яков Иванович дал мне возможность поработать без всякого специального образования старшей пионервожатой, а потом именно он внушил мне мысль об учёбе в Якутском Госуниверситете, дав при этом хорошую письменную рекомендацию от школы. Низкий ему поклон.
Быстро пролетело пять шумных студенческих лет, оставивших память о многих прекрасных преподавателях.
Николай Георгиевич Самсонов, рассказывавший студентам о старославянском и древнерусском языках так, словно он сам прибыл оттуда – из 9–11 веков. Клара Овшевна Варшавская, блестящий знаток русской литературы 19 века, под руководством которой я писала диплом. Павла Прокопьевна Курчатова, речь которой была для студентов образцом речевой культуры и выразительности. Огромная им благодарность.
Первый год моей профессиональной деятельности прошёл в стенах Восьмилетней школы №17 города Якутск. И опять мне повезло. Моим наставником стала директор школы, учитель русского языка и литературы Нина Михайловна Полушина. Мудрость, бесконечная доброта, терпение, умение находить в деятельности начинающего учителя плюсы, повышая его самооценку и тем самым рождая желание сделать в следующий раз ещё лучше – отличительные качества моего наставника. А когда видела минусы (без них не бывает!), мягко так и, словно извиняясь, ненавязчиво, без указующего перста говорила: «А вот здесь, мне кажется, лучше было бы сделать так, если Вы со мной согласны». Как благодарна я Нине Михайловне за её уроки!
Много мне приходилось позже встречать «наставников», которые начинали анализ урока примерно так: «Ну, и что вы мне показали?! Вы мне показали то, как НЕЛЬЗЯ вести урок». Да простит их за это Господь.
С тех пор много воды утекло. За плечами 45 лет педагогического стажа. Я сама не раз выступала в роли наставника и всегда вспоминала мудрые уроки Нины Михайловны.
Где же вы теперь, дорогие мои учителя? «И жив ли тот и та жива ли? И где теперь их уголок?»…
Но жизнь продолжается! Проработав в системе образования Алданского района более четырёх десятков лет, я с текущего учебного года ушла на заслуженный отдых, как принято говорить. Но остаются в школе мои дети: два учителя русского языка и литературы, Олег Викторович и Ольга Викторовна, и учитель физической культуры Андрей Викторович. Все они так же верны своей профессии, как и я. Когда собираемся вместе, происходит спонтанное заседание педагогического совета. А если учесть, что жена Олега, Александра Юрьевна, – тоже учитель, как и её мать, Нина Евдокимовна Стретенская, то заседание педагогического совета расширяется! Целая педагогическая династия! Что тут сыграло роль – гены или заразительность примера – не знаю! Знаю одно: я счастлива в своей учительской судьбе и мои дети тоже не мыслят себя без школы, в полной мере осознавая значимость своей профессии.
Время неумолимо. Уходят из школы верно отслужившие ей учителя. Приходят новые, «племя младое, незнакомое». Их не так много, совсем молодых учителей. Очень хочется надеяться, что общество повернётся лицом к школе. И тогда жизнь заиграет новыми красками.
Поляничко Тамара Ефимовна, учитель русского языка и литературы,
Отличник образования РС(Я), Почётный работник просвещения РФ,
обладатель нагрудного знака «Учитель учителей РС(Я)»