Формула безопасности гласит, что нужно предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при попадании в чрезвычайную ситуацию – действовать решительно и четко, бороться до последнего всеми доступными способами, просить помощи и самому оказывать ее тем, кто в ней нуждается.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в детском саду. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.
Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
«Безопасность» присутствует в нашем дошкольном учреждении ЦРР-д/с «Дюймовочка» в непосредственной образовательной деятельности. Педагоги проводят занятия по безопасности в форме бесед, чтении художественной литературы, наблюдений, практической деятельности, играх-ситуациях, дидактических играх, рассматривании сюжетных и предметных картинок.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. В сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем.
Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь. Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Но нужно всегда помнить, что личный пример родителей, педагогов и просто взрослых людей – это главное!
Галина Устьянцева,
старший воспитатель ЦРР-д/с «Дюймовочка» |