Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда заканчивали школы, поступали в институты, сдавали сессии. И все мы в целом представляем себе, что это такое. Однако аббревиатура «ЕГЭ» до сих пор у многих родителей вызывает негативные чувства от легкой тревоги до панического ужаса. Давайте попробуем разобраться, что стоит за нашими эмоциональными реакциями. Договоримся, что не будем высказываться за или против ЕГЭ, он - реальность нашей жизни. А поговорим вот о чем – как взрослые мамы и папы справляются с ситуацией экзамена их чада, почему так тревожатся сами и усиливают тревогу детей? Почему так бурно реагируют на оценки, полученные детьми на экзаменах? Только ли потому, что просто волнуются?
Известно, как важно для родителей, чтобы их ребенок был успешен. И помимо «простой» родительской любви и заботы, здесь кроется один важный момент: успешность ребенка – это показатель успешности и компетентности родителей, как в их собственных глазах, так и в глазах социума (хороший ребенок – хорошая мама). Такие тенденции становятся особенно значимы, если основная область самореализации взрослого – воспитание ребенка. Если к такой позиции добавляются «родительские соревнования» (чей ребенок раньше сел, пошел, сказал слово по английский, учится на «хорошо и отлично» и т.п.), то у несчастного дитяти просто нет шансов не испытать на себе родительской «ЛЮБВИ», лишающей самостоятельности, ответственности и права выбора. И родительского «ГНЕВА» или «РАЗОЧАРОВАНИЯ», если что-то пошло не так, как хотели мама и папа.
Чем же так пугает ситуация экзамена: тем, что ребенок получит плохую оценку, или тем, что я могу оказаться плохим родителем?
Как избавиться от тревоги, мешающей и взрослым и детям? Чем реально помочь своему выпускнику?
Давайте разберемся, почему могут волноваться дети?
- Сомневаются в прочности своих знаний
- Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание
- Испытывают страх в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе
- Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой
Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка. Чем мы, родители, можем помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?
Мы можем:
- Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка:
- откажитесь от упреков
-доверяйте своему ребенку чуть больше
- Участвовать в подготовке к ЕГЭ:
-обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
-вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова» . Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
- Организовать режим:
-во время подготовки ребенок должен регулярно делать короткие перерывы (15-20 минут через каждые 1-1,5 часа, это необходимо для сохранения высокой работоспособности)
-ребенок должен высыпаться (сон менее 8 часов ведет к нарушению работоспособности, ухудшению запоминания)
-ребенок должен дышать свежим воздухом и разнообразно и качественно питаться не менее 4 раз в день (овощи, фрукты, орехи, рыба, печень, ржаной хлеб, немного шоколада – то, что надо)
-договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний
-иногда шумный и активный отдых может стать дополнительной нагрузкой. Перегруз в «качалке» приводит к долгому восстановлению физических сил, что не очень хорошо сказывается на умственной работоспособности, а компьютерные игры увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, фитнес, бассейн, общение с одним-двумя друзьями
Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученный им и материал, а кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив у него: «Как я могу тебе помочь?»
Нужно ли освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что дети иногда начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому. Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже бояться себе представить, что случится, если они вдруг не сдадут какой-то экзамен и не поступят в институт, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.
Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, как хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых). Проговорите с ребенком разные варианты развития событий, обсудите, что экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, далеко не самых главных.
Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?
Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется. Он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
Митрохина Т.Б., педагог-психолог
МБОУ «Гимназия п.Нижний Куранах»
При подготовке статья использованы материалы книги М. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ»