28 и 30 марта 2017 года в Алданском районе были проведены методические объединения и традиционные районные педагогические чтения, посвященные в текущем учебном году 100-летию со дня рождения Народного учителя СССР М.А. Алексеева.
На 14 предметных секциях методических объединений «за круглым столом» педагоги обсудили актуальные вопросы образования, такие, как «ОГЭ и ЕГЭ: причины невысоких результатов и пути повышения качества знаний», «Мониторинг личностного роста обучающихся», «Реализация Концепции языкового образования в общеобразовательной школе», «Формирование компетентности сохранения здоровья обучающихся» и др.
В ходе обсуждения актуальных вопросов образования «за круглым столом» учителя акцентировали особое внимание на первоочередных проблемах, в каждой секции выработали рекомендации для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности в целях повышения качества образования. Основные рекомендации включают следующие направления деятельности:
- более интенсивно внедрять в практику работы школ личностно-ориентированные методы обучения (что позволит реализовать разноуровневый подход при обучении), сопровождать самостоятельную подготовку к ЕГЭ по индивидуальному образовательному маршруту коррекции знаний выпускников в рамках подготовки к итоговой аттестации;
- продолжить осуществлять специальную подготовку обучающихся к экзамену по предмету (проводить цикл независимых тестирований с целью подготовки к ГИА);
- на консультациях особое внимание обращать на отработку технологии выполнения заданий с кратким ответом, обратить внимание на отработку хронологических умений обучающихся;
- активизировать самостоятельную деятельность учеников в работе с различными источниками информации: СМИ, Интернет-ресурсы, научной и публицистической литературой;
- на школьных МО проводить плановую работу по усовершенствованию системы внутришкольного мониторинга уровня сформированности общеучебных умений (ввести в практику метапредметные комплекты заданий на проверку общеучебных умений), регулярно обсуждать результаты проводимых контрольных срезов и определять пути ликвидации возникающих затруднений;
- при подготовке к экзаменам обязательно опираться на спецификацию и демоверсию, продолжить практику проведения пробного тестирования для выпускников с использованием материалов СтатГрада;
- усилить работу с обучаемыми по повышению мотивации к серьёзной качественной и регулярной подготовке к ГИА (особенно предметы по выбору). Анализ ГИА-2016, а так же результаты итогового сочинения, репетиционных пробных работ при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2017 года показали, что высокий результат получается только при осознанном выборе предмета;
- усилить влияние на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, на самоопределение в отношении будущей профессии (чтобы исключить неосознанный, случайный выбор предметов для итоговой аттестации);
- следует постоянно напоминать обучающимся, что ГИА – это обучение, анализ, рефлексия и отработка микроумений, из которых складываются основные умения в разных видах деятельности. В этом направлении рекомендуется ввести в систему алгоритм работы над заданиями с развёрнутым ответом: 1 - знакомство обучающихся с требованиями к выполнению заданий, 2 - разбор заданий, 3 - разбор стратегий выполнения заданий, 4 - выполнение тренировочных заданий пошагово, 5 - разбор типичных ошибок, 6 - выполнение задания полностью, 7 - самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.
Методические объединения педагогов Алданского района прошли в основном в формате круглых столов, «воркшоп», по результатам которого намечены пути решения проблем, связанных с ГИА. В числе мероприятий следующие:
- организовать проведение авторских семинаров и стажировочных площадок (в том числе и для молодых специалистов, МО ОО по договорённости),
- организовать сетевое взаимодействие педагогов и обучающихся школ (МО ОО по договорённости),
- провести пробный ЕГЭ по математике (базовый уровень) на базе ППЭ-218 15.04.2017 г.
- организовать и провести математический праздник муниципального уровня в день 100-летнего юбилея учителя-методиста, преподавателя физики и математики М. А. Алексеева 05.05.2017 г. (Оргкомитет в составе представителей от каждой ОО, руководитель – Пшеничникова Л.А., учитель математики МБОУ «СОШ №1 г. Алдан). Первое заседание оргкомитета состоится 31.03.2017 в СОШ №1 в 11.00 час.;
- разработать и провести в начале 2017-2018 учебного года конкурс «Юный мастер» и «Юная мастерица» среди обучающихся 7 классов;
- организовать педагогический «десант» в школах с целью обогащения обучающихся предметным потенциалом (в каникулярное время в г. Томмот);
- создать в г. Томмот межшкольную площадку по подготовке к ГИА с привлечением ведущих педагогов.
Во время проведения районного методического объединения, посвящённого 100-летию Народного Учителя СССР, выдающегося якутского педагога М.А.Алексеева, была проявлена очень высокая активность участников. Так, на секции «Методика преподавания физической культуры» при обсуждении темы «Формирование компетентности сохранения здоровья обучающихся через внедрение и выполнение норм ГТО. Мониторинг качества физкультурно-оздоровительной работы на уровне ОО» учителя физкультуры высказали свои предложения по улучшению качества физкультурно-оздоровительной работы в ОО и в организации сдачи нормативов комплекса ГТО:
- принимать ГТО обязаны только Центры тестирования (в наших условиях организация приёмов тестов ГТО не соответствует требованиям, в связи с этим неточные результаты),
- в школьную программу ГТО не включено, следовательно, участвовать должны только желающие (прежде всего, это основная группа здоровья, для детей с проблемами здоровья необходимо предусмотреть особые условия),
- отчётность должна подаваться только по зарегистрированным детям,
- организаторы ГТО должны обеспечить своевременную выдачу значков.
Районные методические объединения плавно перешли в педагогические чтения, на которых был представлен опыт работы в различных направлениях педагогической деятельности: интенсивный курс подготовки к ГИА, индивидуальные образовательные траектории на занятиях, применение активных методов обучения на различных этапах уроков; рассматривались вопросы практической реализации ФГОС второго поколения, развитие форм партнёрства и сотрудничества педагогов совместно с другими работниками образования, выявление условий и механизмов внедрения (управленческих, педагогических, социальных, общенациональных и др.), создание условий для творческой самореализации работников образования, для утверждения и развития национальных ценностей педагогического сообщества региона.
В педагогических чтениях приняли участие 293 учителя из 21 общеобразовательной организации района. 89 педагогов выступили с докладами и мастер-классами. 47 докладов рекомендовано для распространения опыта на уровне РС (Я) через представление работ на Алексеевские чтения, в республиканские педагогические издания, на Форум педагогических идей «Первое сентября» и др.
На методических объединениях перед педагогами выступила Чмирь О.Б., заместитель начальника Департамента образования, обратив внимание на отдельные критерии экспертной оценки папки достижений педагога при аттестации.
Приятным сюрпризом для педагогической общественности в Томмоте стало выступление литературного объединения «Перекрёсток» (рук. Овчарова Е.С., член Союза писателей РФ, к.п.н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8 г. Томмот»). Ребята через стихотворения, песни рассказали о творчестве якутского поэта Владимира Федорова, к сожалению, ушедшего так рано от нас.
Ольга Королева, главный специалист МКУ «Департамент образования»