Молодой учитель… Современный учитель… Какие мысли, ассоциации вызывает у всех это словосочетание? Может быть, молодой учитель - это учитель энергичный, творческий, подвижный? Может быть молодой педагог открыт ко всему новому и более восприимчив к интересам учеников и воспитанников? Может быть, это учитель, у которого еще недостаточно знаний, недостаточно опыта?
Молодой педагог, приступая к работе, сталкивается с различными трудностями, в том числе и с адаптацией. Новое рабочее место, новое социальное окружение, новый социальный статус – вот основные проблемы, вызывающие волнение у молодого педагога.
В районе сложилась устойчивая система поддержки и сопровождения молодых педагогов по их профессиональному становлению и обеспечению быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс, повышению их профессиональной компетентности.
Чтобы личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста прошла как можно быстрее, успешнее, поддержку ему оказывают и на уровне образовательной организации, и на уровне Департамента образования. Методическая грамотность молодых специалистов повышается через мастер-классы наставников, просмотр и показ открытых уроков, участие в семинарах и методических объединениях. Департамент образования для ознакомления с передовым педагогическим опытом проводит авторские семинары мастеров – профессионалов своего дела, организует сетевое взаимодействие между образовательными организациями, конкурсы профессионального мастерства, методические турниры, форумы молодых специалистов, формируя мотивацию начинающих педагогов на профессиональный и личностный рост.
В начале этого учебного года молодым педагогам района посчастливилось познакомиться с опытом работы соседнего нам региона в рамках стажировки, проведенной Амурским институтом развития образования. В составе делегации – молодые педагоги и руководители из 5 ДОУ и 5 ОО. Стажировка по программе «Профессионализация молодых педагогов: от адаптации к педагогической индивидуальности» была продуктивной, многоплановой. Участники стажировки отметили ее высокий теоретический уровень и практико-ориентированный характер.
В первый день директор школы МАОУ «Школа №16 г.Благовещенска» им. Героя Советского Союза лётчика-космонавта А.А.Леонова провела экскурсию по новому зданию школы, построенному в рамках национального проекта «Образование», оснащенному новейшим оборудованием: музей космонавтики, планетарий, уникальный класс, оснащенный передовым голографическим оборудованием NettleDesk, что делает его настоящим прорывом в сфере образовательных технологий.
Во второй день делегация была разделена, и педагоги ОО посетили школы в Серышево и Белогорске. В МАОУ №1 пгт Серышево имени С.Бондарева также была проведена экскурсия по школе, участники стажировки увидели уроки, проведенные молодым педагогом и наставником, а также приняли активное участие в педагогическом кафе «История успеха», которое провела завуч (методист) школы.
Знакомство с Белогорском началось с интерактивной интересной экскурсии по городу, проведенной учителем географии СОШ №17 Ореховой О.Н., которую она сама и разработала по достопримечательностям и историческим памятникам города. Наши педагоги активно отвечали на вопросы, получая за правильные ответы сувениры с символикой города. Визитная карточка МАОУ «Школа №4 г.Белогорска» с любовью была представлена учащимися. Затем директор школы с гордостью показала дрон-класс с двумя полётными зонами, в котором ребята в нем занимаются сборкой беспилотников, программированием и осваивают основы управления коптерами. Молодыми педагогами школы были показаны разнообразные формы (урок, мастер-классы), методы, приемы (сюжетно-ролевая игра, «цифровая шкатулка» и др.), а также они поделились ключом к успеху, рассказав о том, как справиться с излишними эмоциями, чем в большинстве своем страдает каждый учитель.
МКУ «Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации города Белогорск» и творческой группой молодых педагогов была проведена Феноменальная Игры Лучших и Находчивых» (ФИЛИН), в которой наша команда успешно завоевала диплом I степени.
Третий день оказался тоже не менее насыщенным. МАОУ Чигиринская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов – достойное представление ценного педагогического опыта, как молодыми педагогами, так и опытными. Если «молодёжь» показала внеурочное занятие по технологии с использованием станка с числовым программным управлением, лабораторию чудес в 3 классе, мастер-класс по химии, то методобъединение учителей иностранного языка (форма наставничества) виртуозно представила мастер-класс по использованию актуальных цифровых образовательных платформ (в частности «Сферум») для организации сетевого взаимодействия участников образовательных отношений, в рамках которого наши педагоги подготовили рекламные «продукты» и тут же выложили их в социальную сеть. МАОУ «Школа №26 г.Благовещенска» - информативные, яркие, содержательные выступления заместителя директора и руководителя школы молодого педагога, настоящие открытые уроки/занятия, мастер-класс от молодых педагогов, интересная экскурсия по школе и чашка чая, кислородный коктейль в шикарном школьном кафе.
В рамках стажировочной площадки «Профессионализация молодых педагогов: от адаптации к педагогической индивидуальности» педагоги-дошкольники посетили дошкольные образовательные организации в пгт Серышево, г. Белогорск, с. Усть-Ивановка и г. Благовещенске.
Педагогическим коллективом МАДОУ Детский сад № 7 пгт Серышево была представлена серия мероприятий на тему «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России: амурское казачество». На занятии «Истоки амурского казачества» ребята старшей группы, а вместе с ними и все собравшиеся, узнали много интересных фактов из жизни амурских казаков, познакомились с бытом, поиграли в казачьи игры. Очень ярким, по настоящему «удалым казачьим» получился праздник «Казачьи посиделки», который показали дети подготовительной группы. Во время «посиделок» ребята показывали настоящую казачью удаль, играя в игры, исполняя народные песни и танцы. На мастер-классе молодых педагогов познакомили с историей развития казачьих игрушек, а в завершении предложили сделать своими руками казачью игрушку – лошадь. Лошадки получились очень разные и очень забавные.
В городе Белогорске наших педагогов встретил дружный, молодой коллектив МАДОУ № 2. Мероприятия, просмотренные в детском саду, были посвящены теме «Формирование мотивирующей среды в детском саду». Примечательным стало то, что открытые мероприятия показывали молодые педагоги детского сада. В самом начале встречи заведующая ДОУ провела психологический тренинг «Все в твоих руках». Затем все превратились в настоящих исследователей и вместе с молодым педагогом в кабинете «Лаборатория» провели разные занимательные опыты – «покрасили» веточки хризантемы, с помощью магнита достали скрепки из песка и т.п. С помощью старшего воспитателя совершили экскурсию в картинную галерею «Мир шедевров», а потом и сами превратились в художников и с помощью подручных материалов изготовили картины разных жанров (натюрморт, пейзаж, портрет). В завершении встречи педагоги вместе с детьми отправились в осенний лес путешествие по экологической тропе детского сада. Встречала детей и гостей радушная хозяйка леса, опять же молодой педагог ДОУ.
Особенностью встречи в детском саду с. Усть-Ивановка стало то, что все мероприятия были показаны педагогами профессионалами, воспитателями с высшей квалификационной категорией. Педагогов познакомили с проектной–методической площадкой ДОУ Технопарк «Орбиталь», вместе с ребятами из подготовительной группы окунулись в тайны «игрушечного мира», изготовили игрушку анти-стресс, придумали и сняли настоящий мультфильм про приключения Колобка. «Всё гениальное – просто» - эту известную фразу Альберта Энштейна можно отнести к двум мероприятием, наиболее понравившимся и запомнившимся нашим педагогам: практикум по методике развивающего пособия «Шесть кирпичиков LEGO» и мастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования «Объёмные краски».
МАОУ «Прогимназия г. Благовещенск» с самого входа поразила молодых педагогов чудесным оформлением, стены всех помещений детского сада расписаны профессиональным художником, было такое чувство, что мы попали в настоящую сказочную страну счастливого детства. К слову сказать, мы посетили только один из 11 корпусов прогимназии. Примечательно, что все открытые показы давали молодые педагоги в паре со своими наставниками, опытными специалистами. Старший воспитатель прогимназии провела экскурсию, представив систему работы по развитию современной, открытой развивающей предметно-пространственной среды.
Вместе с педагогами дополнительного образования наши молодые коллеги сняли и озвучили мультфильм по сказке «Теремок». Интересными и познавательными стали мастер-классы по нетрадиционной технике рисования жидким соленым тестом и применением мудборда в работе с детьми. Всем очень запомнились методы и приемы работы опытного музыкального руководителя и ее молодой коллеги, игравшей роль внучки на празднике «В гости к бабушке». В завершении встречи ребята подготовительной группы показали небольшой концерт, удивив всех собравшихся зажигательным танцем «Буги - вуги».
19 сентября в рамках стажировочных мероприятий педагоги дошкольных организаций приняли участие в пленарной части межрегиональной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: успехи, проблемы, перспективы», имели возможность познакомиться с новыми идеями и практиками на ярмарке успешных практик. На пленарном заседании конференции Ушакова А.В., выступила с докладом «Управление системой поддержки профессионального развития молодых педагогов в муниципальном районе «Алданский район».
Закончилась стажировка в г.Благовещенске шикарной образовательной экскурсией в региональный центр подготовки граждан РФ к военной службе и военно-патриотического воспитания Амурской области «Авангард», которую провела ректор АмИРО Борзунова Ю.В., и посещением детского технопарка «Кванториум-28», так как это структурные подразделения института. Все впечатляет размерами, размахом, технической оснащенностью и содержанием работы. Так, например, «Авангард» - в распоряжении ребят обширная территория — гимнастический городок, площадка для метания гранат, общевойсковая и многофункциональная полоса препятствий, тропа разведчика, лазертаг, скалодром и многое другое...
А дальше… – международная стажировка. Интересно было познакомиться с системой образования Китайской Народной Республики в г.Хэйкэ, подписание меморандума намерений о международном сотрудничестве. Мы посетили Центр дополнительного образования, детский сад, начальную и основную школы. В начальной школе наши педагоги провели мини-урок физкультуры, познакомив четвероклассников с национальными прыжками и станцевав с ними обрядовый танец якутов – осуохай, отдавая дань благодарности Солнцу за тепло и свет.
В заключение хочется поблагодарить коллектив ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» в лице ректора Борзуновой Ю.В. и куратора нашей стажировки Лисиной Л.И., заведующей кафедрой управления образованием. Благодаря их высочайшему профессионализму, ответственности, творческому подходу к делу, умению работать в команде стажировочный процесс был организован и проведен на высоком уровне.
Хочется сказать и большое спасибо администрации района в лице Главы – Шестопалова А.В. – за предоставленную возможность познакомиться с опытом работы соседнего региона. Деньги на стажировку были выделены в рамках программы развития образования, несмотря на финансовые сложности. Надеемся, что это станет традиционным.
В канун Дня учителя хочется поздравить всех причастных к этому профессиональному празднику. Желаем дальнейших успехов, достижений на всех уровнях, творческого вдохновения, мира, счастья и благополучия!!!
Ушакова А.В., начальник отдела дошкольного образования
Чмирь О.Б., заместитель начальника Департамента образования |