Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)
13 мая 2019 года в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга» состоялся районный авторский семинар – практикум для педагогов Алданского района на тему: «STEM – образование детей дошкольного возраста в образовательной деятельности МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга».
Целью данного мероприятия является оказание практической и методической помощи педагогам при организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие инженерного мышления, интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Применение на практике программы «STEM – образования …».
Кравцова Елена Петровна, заведующий МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга» открыла семинар, познакомив участников с планом работы мероприятия.
В ходе семинара были раскрыты вопросы о применении элементов «STEM – образования» в образовательной деятельности, использования образовательных модулей в воспитательно – образовательном процессе, применение «STEM – образования» в раннем возрасте» и в группах старшего дошкольного возраста.
В авторском семинаре – практикуме приняли участие 19 педагогов из 14 дошкольных образовательных организаций.
В практической части педагоги смогли представить вниманию коллегам организацию НОД среди детей раннего, младшего, старшего дошкольного возраста. Наглядно педагоги увидели, как можно реализовать модели программы и использовать обучающее оборудование при организации образовательной деятельности. Педагоги смогли понаблюдать и увидеть, как в процессе дети работали в команде, приходили к общему решению. Ребята подготовительной группы вместе с воспитателем Правидновой Анной Яковлевной, с помощью полых геометрических тел, мерных стаканчиков и весов, изучали объём и вес сыпучих материалов. Оказывая помощь агроному, взвешивая семена овощных культур, дети осваивали понятия «масса, вес». Ребята средней группы и педагог Черемных Оксана Николаевна помогали пчёлке (программируемому роботу «BEE BOT») собрать нектар, продумывая путь до цветков и домика Винни Пуха, используя кубоботы. Юные программисты справились с этим заданием и помогли встретиться друзьям. Младшие дошколята с педагогом Берегулько Еленой Николаевной оказались в сказке «Курочка Ряба», где используя палочки Кюизенера и логических блоков Дьенеша создали иллюстрации к сказке, разукрасили яички для бабки и дедки, чтобы они не огорчались. Воспитатель Солдатенко Ольга Васильевна с малышами вместе с Колобком преодолевали препятствия, выполняя задания: собирали по цвету фигуры на абаке, фигуры определённой формы в сортер, нанизывали в заданном порядке бусы и сооружали высокую пирамиду.
В теоретической части с докладом «Использования образовательных модулей в воспитательно – образовательном процессе» выступила заведующий Елена Петровна. Она отметила, что на основании послания президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 1.03.2018г. происходят большие изменения в образовании. В обучении с детьми применяется роботехника, конструкторы, оборудование для экспериментирования, педагоги стараются научить работать детей в команде и парциальная модульная программа «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» как раз помогает интересно и успешно развивать интеллектуальные способности в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Елена Петровна познакомила педагогов с главной целью, отличием от других программ и содержанием программы и рассказала о том, как можно реализовывать программу «STEM – образования». В заключении, Елена Петровна отметила, следующее: вовлечение детей дошкольного возраста в научно – творческую деятельность, в будущем для них откроет большие возможности для выбора перспективной и востребованной профессии.
Старший воспитатель Логунова Ирина Сергеевна в докладе «Применение «STEM – образования» в раннем возрасте» обозначила актуальную проблему – научную организацию процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике, а именно «STEM – образования». Обратила внимание коллег на то, что основы интеллекта закладываются в первые годы жизни ребёнка в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности и определяющую роль в этом играет предметно-развивающая среда. Ирина Сергеевна познакомила присутствующих, с созданными условиями, оснащением в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», которые включают оборудование «STEM – образования» и представляют собой систему объектов, моделирующих актуальное, ближайшее и перспективное развитие детской деятельности с раннего возраста.
В продолжении заведующий Елена Петровна познакомила педагогов с темой: «Применение «STEM – образования» в группах старшего дошкольного возраста». Елена Петровна рассказала о том, какие возможности раскрываются для детей, если педагог поддерживает активную познавательную позицию ребенка, как, с помощью данной программы дети системно изучают мир, вникают в логику происходящих явлений, обнаруживают и понимают взаимосвязь, открывают для себя новое, необычное. Елена Петровна в своем выступлении, обратила внимание на то, что должны быть, прежде всего, изменены подходы к построению занятия, педагоги должны поддерживать интерес детей к экспериментированию. В результате таких изменений дети приобретают свой собственный опыт. Коллеги на практике смогли попробовать прожить игровые ситуации, были увлечены происходящим и отметили, что семинар-практикум способствовал переосмыслению подходов к образовательной деятельности.
Для педагогов была организована выставка оборудования для всех модулей программы «STEM – образования».
В завершении семинара вниманию присутствующих был представлен видеоролик «Применение элементов парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в рамках Республиканского проекта «STEM – образование».
Хочется отметить сплоченную, творческую и продуктивную работу всего коллектива, проявившего профессионализм при подготовке и проведении семинара. На основании отзывов можно сделать вывод, что данная форма работы была интересна, познавательна для педагогов.
Мы надеемся, что представленный опыт пригодится коллегам. До новых встреч!
Кравцова Е.П., заведующая МБДОУ ЦРР «Радуга»
Логунова И.С., старший воспитатель МБДОУ ЦРР «Радуга»
|