Чт, 10.10.2024, 13:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Департамент образования"
МР "Алданский район" РС(Я)


МЕНЮ САЙТА
СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Игра способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, дети чётко воспроизводят ритм.

С 2014 года в Якутии стартовал республиканский проект «Музыка для всех» и наш детский сад не остался в стороне. Мною был разработан и утверждён на экспертном совете проект и программа «Детский оркестр». Детскому саду присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка» для реализации проекта «Детский оркестр «Сударушки». Так я стала инициатором создания и руководителем кружка «Детский оркестр» в средней группе. У всех детей, записавшихся в кружок, уже имелись первоначальные навыки и умения игры на шумовых ударных инструментах, т. к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях я начинаю уже в группах раннего возраста.  Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного года провела индивидуальную диагностику, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На  основании диагностических исследований составила перспективный план работы на 2 года и соответственно ему разработала календарное планирование занятий на основе программы Кононовой  Н. Г. «Обучаем игре на детских  музыкальных инструментах». На занятиях кружка дети закрепляют навыки игры на детских музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, таких, как бубны, маракасы, музыкальный треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. При игре на музыкальных инструментах обращаю внимание на их тембр и сравниваю звучание.

В конце учебного года провела итоговую диагностику, результаты которой позволили отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути и способы их решения, обозначить перспективы работы кружка на следующий учебный год. На занятиях был создан благоприятный эмоциональный климат, что позволило обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах.

Исходя из этого, на следующий учебный год запланировала организовать кружковую работу для детей старшего дошкольного возраста. Конечно, нельзя однозначно сказать, что всё запланированное удалось. Были и остаются определённые трудности и проблемы, часть из которых старалась решать в течение года, а многое ещё предстоит решить в дальнейшем.  Главная проблема в том, что родители записывают детей в кружок по своему желанию, и получается, что в средней группе ребёнок не посещал кружок, а в старшей группе родители его записали. Приходится этим детям уделять больше внимания.

Я решила сравнить умения и знания о музыкальных инструментах и их особенностях у детей, посещающих кружок «Детский оркестр», и детей, которые не посещают занятия кружка. По сравнительной диагностике увидела, что у детей, посещающих кружок, имеются определенные знания и умения приемов игры на различных инструментах, имеются навыки правильного звукоизвлечения, пользования музыкальными инструментами. У детей, не посещающих кружок, слабо развиты навыки, умения и приёмы игры на музыкальных инструментах.

Венцом кружковой работы стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях маленькие музыканты учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. 

А если зрители не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне. Главными событиями выступления детей являются районные творческие конкурсы: «Созвездие талантов» и «Битва оркестров», где дети ежегодно занимают призовые места.

Результаты работы показывают, что использование детских музыкальных инструментов  содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования. Считаю, что это – важное и очень полезное дело.

Гранина В.И., музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР д/с «Светлячок»

Новости
Октябрь 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Вход на сайт
Поиск по сайту
Телефоны доверия
8 (4112) 42-10-28
+7 (495) 104-68-38

Горячая линия:
ЕГЭ: 8 (4112) 42-10-46
ОГЭ: 8 (4112) 42-10-48
+7 (495) 984-89-19



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ВК-СООБЩЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ











Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz