Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных.
Одарены, талантливы все без исключения дети.
В.А.Сухомлинский.
В последнее время значимость и актуальность проблемы раннего выявления задатков и способностей развития одаренности детей дошкольного возраста все больше возрастает. Дошкольное детство и дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития детской одаренности. «Одаренный», «способный», «талантливый», «вундеркинд» - эти слова довольно часто произносятся и слышатся везде: по телевидению, радио - и часто произносится нами – педагогами и родителями. Под способностями чаще всего понимаются, как правило, такие особенности ребенка, которые выражаются в овладении определенного вида занятий, обеспечивающего высокие достижения в деятельности, определяют его неординарность в конкретном виде занятий.
Коллектив МБДОУ «Дельфин» с 2015 года является участником республиканского пилотного проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и способностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». Два года назад проект переименован в «Одарённый ребенок». С января 2020 года ДОУ стало республиканским опорным инновационным центром (РОЦ) при инновационной методической площадке ЦЦР –д/с «Одуванчик» г.Нерюнгри по теме «Развитие и поддержка способностей детей в образовательной среде ДОО и начальной школе» и участвовало в установочном семинаре и работе стажировочной площадки.
В ДОУ разработанная модель выявления задатков и способностей развития дошкольников включает в себя несколько направлений, которые взаимосвязаны и всегда интегрируются между собой:
- Создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренности детей, их развитию, задатков и способностей, творческого и интеллектуального потенциала.
- Совершенствование научно-методического уровня педагогов при реализации проекта.
- Организация работы с детьми, в том числе одаренными и их родителями;
На протяжении всего проекта основной целью деятельности педагогов является создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Для развития всех компонентов детской деятельности оформлены и созданы уютные центры: игровые, речевые, изобразительные, исследовательские, центр театрализованной деятельности. Детский сад оснащен современными информационными и мультимедийными коммуникативными технологиями: интерактивными досками, ноутбуками, ПК, имеется сеть интернет. Назначение такой среды способствует эффективной реализации задач раннего выявления задатков, способностей развития и поддержки детской одаренности и таланта.
МБДОУ «Дельфин» - дошкольное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей. В связи с этим для поддержки и развития детских инициатив используются различные кружки художественно-эстетического направления: «Развеселая игра» (игра на детских музыкальных инструментах); изостудия «Капелька» (изобразительная деятельность); мастерская «Самоделкино» (продуктивная художественная деятельность); «В гостях у сказки» (театрализованная деятельность).
Имеются также кружки, направленные на интеллектуальное развитие: «Шашки и шахматы» и для самых-самых «умных» и обладающих математическими способностями детей с этого года организован кружок «Арифмешки» (ментальная арифметика в детском саду).
Одновременно с проектом «Одарённый ребенок» у нас реализуется республиканский проект «Музыка для всех». В рамках этого проекта детский сад стал муниципальной инновационной площадкой, реализующей проект «Организация в ДОУ оркестра русских народных инструментах «Развеселая игра». Главным продуктом этого проекта считаем районный фестиваль детского музыкального творчества «Битва оркестров» (проводится с 2019 г.), инициатором и организатором которого были мы - детский сад «Дельфин».
В 2019 году нашему детскому саду присвоен статус еще одной муниципальной инновационной площадки - «Ментальная арифметика в детском саду».
Воспитанники ДОУ принимают активное участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня, показывая хорошие результаты:
2019 год: 1 место в олимпиаде по рисованию; 3 место в районном конкурсе «Живая классика»; 2 место в метапредметной олимпиаде, 2 место в конкурсе «Я-исследователь».
Кроме того, активно ребята ДОУ участвуют в республиканских ежегодных онлайн-олимпиадах: например, «Березка», «Белочка»: 2020 год - 18 участников,1,2,3,места; дистанционной шахматной олимпиаде Г.И.Сухина - 2 место); районный литературный конкурс «Живая классика» - 2,3 место;
2020 год ознаменован великой датой - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, и именно этой великой дате были посвящены следующие успехи:
- международный творческий конкурс «Великой Победе - 75!», в номинации «Социальный ролик» - диплом 3 ст.;
- Международный творческий конкурс «И снова май, салют, Победа!» - диплом 2 степени;
- Всероссийский конкурс рисунков «Салют Победы» - 1,2,3 место;
- Всероссийский конкурс чтецов стихотворений о ВОВ «Цена Победы» - 1 место;
- Всероссийский конкурс «Эта Великая Победа - 9 мая 1945 года!» - 4 диплома 1 степени.
Этот список можно продолжать и продолжать. Созданные благоприятные условия, наличие квалифицированных педагогов, грамотное руководство способствуют и помогают ребенку пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Наличие богатой предметно-пространственной среды стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка, а создание атмосферы доброжелательности и заботливого отношения формирует у него чувство собственной значимости, индивидуальности и защищенности.
В дальнейшем у коллектива только оптимистический настрой… Ведь давно доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и может достигнуть больших высот в своем развитии. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в бережных и заботливых наших руках.
В заключение хотелось бы напомнить: дети, одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с детьми, в том числе с одаренными, - это оптимальный учет своеобразия индивидуальных, возрастных особенностей каждого и несдерживание в выявленных задатках, а наоборот, стремление вызвать желание идти вперед, к новым знаниям.
Закончить свою статью хочу напутствием: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей всех детей - одарённых или нет, реальны. Главное - верьте и действуйте».
Димурина Л.А.,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразаивающего вида «Дельфин»