МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 с. ЧАГДА»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
Учитель математики малокомплектной школы №11 с. Чагда
Перетяка Жанна Анатольевна. Стаж работы 28 лет
«Обобщение опыта работы»
Личностно - ориентированное обучение на уроках математики
Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности и реализующей основные цели математического образования , я считаю, личностно-ориентированный урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования , к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование
качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку для применения в практической деятельности для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.
Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей. Саморазвития. Задачи личностно-ориентированного образования: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.
К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:
- необходимость создания на уроке условий, способствующих заинтересованности ученика в учении, саморазвитии;
- учитель – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главное действующее лицо на уроке;
- организация учебного процесса через диалог или полилог;
- свобода выбора учеником уровня и темпа обучения.
Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:
1 этап. Актуализация опорных знаний. Здесь задача: включить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по парте; провести дидактическую игру «Я знаю, а ты?»
2 этап. Включение детей в целеполагание, Здесь рационально использование заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.
3 этап. Основной. Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.
4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной оценки знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока;
5 этап. Итого урока- рефлексия.
Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.
Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способности, свой уровень развития, Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее изучение личности и учет возможностей , способностей , интересов учащихся в процессе обучения. Наша школа – это природосообразная школа,; предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, базирующиеся на педагогическом сотрудничестве, направленная на формирование гуманной личности учащихся, обладающей ключевыми компетенциями. Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения и является личностно- ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении нескольких лет. Эффективность и целесообразность данного направления деятельности подтверждается обнадеживающими положительными результатами моих выпускников.
На начальном этапе я проводила диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков, мотивы, характерологические особенности каждого ученика, уровень математических способностей. Для определения уровня актуальных знаний провожу контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляю пробелы в знаниях учащихся выявляю пробелы в знаниях учащихся, определяю группы учащихся для проведения индивидуальной, групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяю уровень интеллектуального развития в классе. Здесь же определяю какими операциями мышления учащиеся недостаточно владеют: обобщением, логикой, сравнением. Дети, у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления не смогут моделировать задачу в виде схемы, таблицы, поэтому провожу тренинги по формированию мыслительных навыков. В классе существуют различные категории детей: малоспособные дети, с большим трудом достигающие образовательный уровень ЗУН, способные обучаться на высоком уровне учащиеся, способные свободно усваивать базовый уровень содержания образования, поэтому составляю профиль уровня обученности каждого ученика, выявляю те умения и навыки, которые требуют коррекции. Эта информация является базовой для составления индивидуальных занятий. Разные дети требуют разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.
Для развития мышления использую занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Большое внимание уделяю развитию у детей способности к самооценке работы так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими детьми опираюсь на правила:
-не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения , давать больше времени на обдумывание.
-не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать постепенно по мере усвоения.
- путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах ,знаниях и возможностях учиться. Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и контрольных также.
В своей работе использую идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской с которыми знакомлюсь из научных источников. Также в работе применяю методы, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения. Это
: - технологии развивающего обучения,
- игровые технологии, где совершенствуется свобода выбора, самостоятельность ответственность
- проблемные, поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности ребенка
- технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности, индивидуальности.
Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.
Например: Тема «Сравнение обыкновенных дробей»
Цели:
1. Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с разными знаменателями;
2. Развитие самостоятельной деятельности учащихся;
3. Воспитание трудолюбия, аккуратности.
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока «Сравнение обыкновенных дробей». Давайте вспомним , какие числа мы уже умеем сравнивать.
Ученики: Натуральные числа ,десятичные дроби, обыкновенные дроби.
Учитель: Молодцы! Сравните, пожалуйста, эти числа:
12 и 12,1 1 и и
и и и
Учитель: В каком примере вы затруднялись поставить знак сравнения? Почему?
Ученик: В последнем примере разные и числитель и знаменатель. Сравнить нельзя.
Учитель: Как будем решать эту проблему? Ваши предложения?
Тема: « Умножение десятичных дробей» 5 класс.
Цели:
1. Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей.
2. Развитие познавательной деятельности учащихся.
3. Развитие коммуникативных способностей.
Ход урока.
Учитель: Я предлагаю вам в качестве разминки выполнить такое задание:
Найти площадь прямоугольника со сторонами a и b .
1. a=8м, b=3м
2. a=8м, b=200см
3. a=8м, b=3/8 см
4. a=8м, b=0,4 м
5. a=3,8м, b=5,9 м
Учитель: Проверим ваши ответы и проверим все ли задачи вы смогли решить.
Почему вы не смогли решить задачи 4 и 5?
Ученик: Мы не умеем умножать десятичные дроби.
Учитель: Тема урока « умножение десятичных дробей» . Ваши предложения о том как умножать дроби
Ученики: 1) целые части на целые части ,дробные на дробные;
2) записать при умножении запятую под запятой.
Учитель: Проверим ваши гипотезы. Переведем метры в сантиметры, перемножим и проверим.
Примеры целеполагания
Фрагмент урока в 5 классе
Тема: «Проценты» (2-й урок темы)
Цели:
1. решение задач на нахождение % от числа и числа по его %.
2. Развитие умений сравнивать, обобщать, формулировать задачи;
3. Применение процента в практической деятельности.
Ход урока
Учитель: Вчера на уроке мы познакомились с новым понятием % и научились переводить десятичные дроби в проценты и наоборот. Предлагаю вам проверить себя.
Устная работа ( на доске ):
1. Перевести десятичную дробь в проценты:
0,74 0,08 1,56 0,067 0,685.
2. Перевести % в десятичную дробь: 36% 3% 6% 7,9% 356%.
3. В магазин привезли 40кг картофеля, до обеда продали 20% всего картофеля. Сколько кг продали?
4. От куска продали 8 метров. Сколько метров было в куске, если отрезали 1/8 часть?
Учитель: Ребята, почему сегодня я включила такие задачи в устную работу?
Ученики: Мы начали изучать проценты. Наверное , будем решать задачи на проценты.
Учитель: Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «задачи на проценты» и какую же цель мы поставили?
Ученик: Научиться решать задачи на проценты.
Учитель: А как вы думаете, можно ли эти задачи разбить на типы, Подсказки на доске
Ученик: Да, задачи на нахождение % от числа и числа по его %.
Учитель: Правильно, давайте научимся различать пока только эти 2 вида и их решать.
Урок обобщения и систематизации знаний через осуществление личностно- ориентированное обучение.
Тема: «Четырехугольники»
Цель урока: Подвести итоги изучения темы «Четырехугольники».
Задачи урока:
Обучающие:
-знать определение, свойства, признаки четырехугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба , квадрата.
-уметь формулировать, доказывать свойства и признаки.
-уметь применять определение, свойства и признаки на практических задачах.
-уметь анализировать условие задачи, ввести по результатам анализа построение, доказывать , что построена требуемая фигура, проводить исследование.
Воспитывающие:
- формировать потребность к самоконтролю
- формировать навыки партнерской деятельности в группе
- формировать навыки самостоятельного обучения
- развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной и коллективной деятельности
- реализация учебных потребностей каждого в классе.
Развивающие :
- умение планировать собственную деятельность
- умение преодолевать трудности интеллектуального труда
Навыки обобщения и систематизации знаний по теме
- умение представлять и защищать свое видение.
Плакаты с чертежами:
1. Свойств, признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба
2. Задач на доказательства
3. Свойств углов при основании трапеции и диагоналей трапеции
4. Теорема Фалеса.
Ход урока
а) Постановка целей и задач урока
Мы с вами изучили тему многоугольники. Ответьте на вопросы:
1.Что вы знаете о многоугольниках?
2. Какие многоугольники мы рассматривали? Почему?
Давайте , ребята , попробуем поставить цели и задачи урока по итогам изучения темы « четырехугольники», исходя из информации на плакатах.
б) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме.
Чтобы охватить всю тему, ребята. Давайте разделимся на группы. Первая группа-параллелограмм, прямоугольник, ромб, вторая - теорему Фалеса. 5 минут обсуждений вопросов под руководством консультанта - аналитика, затем защищают проект доказательства. По окончанию защиты группа анализирует основные факты, события, явления по заданной фигуре. Защита продолжается 10-12 минут.
в) Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
Вопрос: Как взаимосвязаны фигуры – выпуклые четырехугольники, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат?
В группах обсуждаем защиту индивидуальных заданий на дом. Защита проекта доказательства длится 8 минут.
г) Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний предмета геометрии.
Вернемся к теореме Фалеса. Какие фигуры участвуют в данной теореме?
Прямые. Они пересекаются в некоторой точке. Существует некоторая точка, в которой пересекутся прямые так как они по условию не параллельны, тогда получим угол, стороны которого пересечены параллельными прямыми. Но угол является частью большего треугольника, который содержит много треугольников и много трапеций. В «малом» увидели «большее». Связать свойства углов при основании в равнобедренном треугольнике с углами в равнобедренной трапеции? Какими свойствами обладает трапеция? О каких элементах трапеции говорится в свойствах? Итак , доказываем свойства трапеции. Эвристический диалог длится 6 минут. Предлагаю каждой группе составить логическую модель изученной темы и его 5 минут. Для всех домашнее задание- это задачи по теме «Четырехугольники» так как мы теперь знаем их свойства и признаки.
д) Рефлексия проведенного урока с детьми произойдет на следующей геометрии с показательными решениями задач на построение.
План рефлексии:
- Осуществили ли план урока и на сколько?
- Какие ошибки были допущены?
- А как лучше это сделать?
В работе с учащимися всегда стараюсь учитывать субъективный опыт учеников.
Любая получаемая информация интересна для них только тогда , когда в ней есть и новое и старое , и незнакомое. Чем теснее связаны старые и новые понятия тем теснее связаны старые и новые познания. Только тесная связь нового с уже изученным может служить прочным фундаментом. Выбираю следующие нормы привлечения старых знаний к освоению нового материала:
· выявление аналогичных ситуаций;
· Противопоставление;
· Сопоставление
· Прослеживание общих закономерностей
· Выделение новых сторон в известном
· Использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями
На любом этапе учебной деятельности учащиеся имеют определенную свободу выбора. Взаимосвязи учения, обучения, развития.
Личностно-ориентированное образование есть системное построение.
Оно позволяет:
· Добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности.
· Ввести в систему индивидуальную работу с учащимися.
· Значительно снизить количество неуспевающих;
· Повысить качество знаний учащихся; Ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение успешным для каждого ученика.
· Значительно четче увидеть пробелы в знаниях ребят и своевременно ликвидировать;
· Повысить уровень учебной мотивации.
· Создать психологический комфорт на уроке для ученика и учителя.
Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивать ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и учитель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения, ориентированных на результат, совершенствуется в своем педагогическом мастерстве.