Трудовая занятость несовершеннолетних и их родителей, находящихся в социально-опасном положении

 

Проблема занятости несовершеннолетних с девиантным поведением, и находящихся в социально опасном положении, их родителей  и нуждающихся в помощи государства, имеет большое социальное значение, так как их трудоустройство не только и не столько помогает решить имеющиеся материальные проблемы, но и оказывает положительное влияние на его поведение, а также на криминогенную ситуацию в целом.

В целях оказания помощи данной категории людей на государственном уровне созданы органы системы профилактики, главной задачей которых является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120).

Индивидуальную профилактическую работу  невозможно проводить без постановки подростков и их родителей на учет, что предусмотрено Законом РС(Я) 15 июня 2005 года 243-З N 493-III «О профилактике правонарушений в РС(Я)».

Не постановка на профилактический учет лиц, находящихся в социально-опасном положении, имеющих детей и нуждающихся в трудоустройстве влечет нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Анализируя личности несовершеннолетних, совершивших преступления на территории Алданского района за 10 месяцев 2014 года, их семейное благополучие, возраст и состав семьи, установлено, что 50% подростков не охвачены досугом, не учатся, не работают. Бесцельное времяпровождение приводит к антиобщественному поведению.

Согласно  ст. 4 ФЗ № 120 в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы службы занятости, органы по делам молодежи.

Статьей 19 ФЗ № 120 предусмотрено, что органы службы занятости участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Кроме того, должностные лица органов службы на основании п. 3 ст. 12 ФЗ № 120 имеют право посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами,  а также запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

Вместе с тем, органы занятости и орган по делам молодежи входят в  состав комиссий по делам несовершеннолетних и в ходе участия в работе данной комиссии должны ходатайствовать о принятии мер по трудоустройству, переквалификации несовершеннолетних и их родителей. Это трудоустройство должно носить индивидуальный характер.

В случае уклонения  несовершеннолетних и их родителей от трудоустройства  органы занятости обязаны проинформировать органы профилактики, КДНиЗП, ПДН о необходимости проведения  дальнейшей индивидуальной профилактической работы  с ними.

Необходимо принимать полный комплекс мер по трудоустройству и занятости лиц, находящихся в «группе риска», состоящих на учете органов системы профилактики, требующих особого внимания и контроля, в целях недопущения нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.