Трудовая
занятость несовершеннолетних и их родителей, находящихся в социально-опасном
положении
Проблема занятости несовершеннолетних с девиантным
поведением, и находящихся в социально опасном положении, их родителей и нуждающихся в помощи государства, имеет
большое социальное значение, так как их трудоустройство не только и не столько
помогает решить имеющиеся материальные проблемы, но и оказывает положительное
влияние на его поведение, а также на криминогенную ситуацию в целом.
В целях
оказания помощи данной категории людей на государственном уровне созданы органы
системы профилактики, главной задачей которых является предупреждение
безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих
этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с
деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120).
Индивидуальную
профилактическую работу невозможно
проводить без постановки подростков и их родителей на учет, что предусмотрено
Законом РС(Я) 15 июня 2005 года
243-З N 493-III «О профилактике правонарушений в РС(Я)».
Не постановка
на профилактический учет лиц, находящихся в социально-опасном положении,
имеющих детей и нуждающихся в трудоустройстве влечет нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних.
Анализируя
личности несовершеннолетних, совершивших преступления на территории Алданского
района за 10 месяцев 2014 года, их семейное благополучие, возраст и состав семьи,
установлено, что 50% подростков не охвачены досугом, не учатся, не работают.
Бесцельное времяпровождение приводит к антиобщественному поведению.
Согласно ст. 4 ФЗ № 120 в систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы службы
занятости, органы по делам молодежи.
Статьей 19 ФЗ № 120 предусмотрено, что органы службы занятости
участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют
трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Кроме того, должностные лица органов службы на основании п. 3 ст. 12 ФЗ
№ 120 имеют право посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их
родителями или иными законными представителями и иными лицами, а также запрашивать информацию у
государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их
компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их
родителей или иных законных представителей и иных лиц.
Вместе с тем, органы занятости и орган по делам молодежи входят в состав комиссий по делам несовершеннолетних и
в ходе участия в работе данной комиссии должны ходатайствовать о принятии мер
по трудоустройству, переквалификации несовершеннолетних и их родителей. Это
трудоустройство должно носить индивидуальный характер.
В случае уклонения несовершеннолетних и их родителей от
трудоустройства органы занятости обязаны
проинформировать органы профилактики, КДНиЗП, ПДН о необходимости
проведения дальнейшей индивидуальной
профилактической работы с ними.
Необходимо
принимать полный комплекс мер по трудоустройству и занятости лиц, находящихся в
«группе риска», состоящих на учете органов системы профилактики, требующих
особого внимания и контроля, в целях недопущения нарушение прав и законных интересов
несовершеннолетних.