Образовательные учреждения, как основной источник гражданского воспитания

 

Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является борьба с преступностью, предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав. Поэтому объектом внимания органов прокуратуры являются прежде всего дети, совершающие правонарушения либо оказавшиеся в социально опасной ситуации.

Значительно снизилась воспитательная функция образовательных учреждений (школы и детские сады). Образовательные учреждения ставят своей целью предоставление образовательных услуг, не уделяя достаточного внимания сфере воспитания.

Поэтому в сложившейся ситуации, когда большинство родителей не занимаются воспитанием детей, необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания, в том числе детей родителями, внутрисемейных отношений. Особенно высока роль образовательных учреждений, на которые  статьей 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возложена обязанность  выявлять несовершеннолетних и семьи находящиеся в социально опасном положении, принимать меры по их воспитанию и получению основного общего образования, оказывать  помощь в обучении и воспитании детей; осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законов о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет обосновать предположение, что безнадзорность детей и подростков есть проявление их правовой, социальной, психологической незащищенности, снижение гражданской ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей. Именно вследствие этого возникает причинно-следственная связь, в итоге которой несовершеннолетние  часто и совершают правонарушения и преступления.

Кроме того,  работники учреждений образования являются одним из самых информированных органов о соблюдении предусмотренных ст. 54 Семейного кодекса РФ прав ребенка на  заботу, воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Законом прямо указано, что должностные лица организаций, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. В случае сокрытия подобной информации наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 19.7 КоАП РФ.

Правоохранительные органы, а также КДНиЗП, органы опеки при получении такой информации от учреждений образования рассматривают вопрос о привлечении родителей к ответственности.

На территории Алданского района наблюдается значительный рост суицидов среди несовершеннолетних. Так, за 12 месяцев 2013 г. на территории Алданского района зарегистрировано 3 случая суицида несовершеннолетних (АППГ–1). За период 6 месяцев 2014 года – 2 оконченных суицида (АППГ – 0), 4 попытки суицида (АППГ – 0).

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей, подростков.

Статистика свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования. Так, например, ни родители, ни педагоги, ни учащиеся не знают, как действовать в ситуации суицидального риска. Не информирование участковых, ПДН, органы прокуратуры, социальной защиты приводит к тяжким последствиям.