Процесс введения ФГОС  ООО в 5 классе в 2014-2015 учебном году

Подгорная Е.А., заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия г. Алдан»

           С 1 сентября 2014 года в МБОУ «Гимназия г. Алдан» в  5а классе был введён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС  ООО),  который  потребовал изменений в начале учебного года в организации жизни гимназии, в деятельности всего педагогического коллектива.

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ООО осуществлялось через:

·      создание совета  и рабочей группы по введению ФГОС ООО;

·      координацию деятельности администрации гимназии, Управляющего совета, педагогического совета, заседания кафедр учителей-предметников, педагога - психолога, иных работников гимназии;

·      создание нормативно-правовой  базы, регламентирующей внедрение ФГОС ООО;

·      приведение в соответствие с требованиями ФГОС ООО и новыми должностными инструкциями работников образовательного учреждения (директора, заместителей директора, учителей-предметников, педагога дополнительного образования, психолога);

·      изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательной организации;

·      совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в основном звене; 

·      составление плана деятельности гимназии по внедрению ФГОС ООО;

·      создание и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС  ООО;

·      определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС  ООО;

·      корректировка основной образовательной программы гимназии;

·      составление  рабочих образовательных  программ по учебным дисциплинам;

·      проведение  входного контроля по остаточным знаниям в начале учебного года;

·      оказание методической помощи учителям.

            В гимназии была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде  нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС ООО. Документация гимназического уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработаны и утверждены Положения о рабочей группе, о Совете, составлены план-график, план рабочей группы по введению ФГОС ООО.   Составленная дорожная карта по ФГОС ООО содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы.

             Возможность введения ФГОС ООО на базе гимназии была рассмотрена на Управляющем совете гимназии, Педагогическом совете, родительских собраниях, заседаниях кафедр учителей-предметников. Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе внеучебной деятельности обучающихся.

              Успех реализации стандартов основного общего образования в большей степени зависит от учителей, поэтому шло активное освещение и  разъяснение  концепции государственных образовательных стандартов среди педагогических работников гимназии.

              Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам основного образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающим всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

             Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в проектной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

             Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Организовано двухразовое питание: дети своевременно завтракают, обедают. Каждая минута, проведённая в гимназии, дает детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом - в классе сложилась положительная атмосфера, что  является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

            Формирование личности обучающихся осуществляется также и через внеурочную деятельность. В 5 классе внеурочная деятельность осуществляется по направлениям:

Интеллектуально-познавательное – курсы «Лаборатория компьютерных игр», «Умники и умницы»;

Художественно-эстетическое – «Радуга», «Очмелые ручки»;

Гражданско-патриотическое – «Юный патриот», «Маячок»;

Спортивно-оздоровительное – «Спортивный калейдоскоп»;

Проектно-исследовательское – «Все профессии нужны, все профессии важны», «Гимназёнок»;

Общественно-полезное – «Кэскил».

     Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на  внеурочную деятельность (10 часов), используются обучающимися по их выбору. Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности, прежде всего, ориентировались на запросы родителей, законных представителей обучающихся, на приоритетные направления  осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования, также сотрудничество с другими организациями в плане привлечения специалистов для осуществления внеурочной деятельности с музыкальным колледжем, организаций мероприятий, проведения экскурсий с краеведческим музеем, детской библиотекой г. Алдана, Государственным оркестром.

Вся система внеурочной деятельности в гимназии призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешными, реализовать и развить свои таланты.

            Активно привлекаются к организации  внеучебной деятельности родители обучающихся. Так совместно с родителями были проведены такие мероприятия, как:

·        Праздник прощания с начальной школой;

·        Посвящение в пятиклассники;

·        Дочки-матери;

·        День именинника

·        Акция «Обогрей ребёнка»

          В этом учебном году для обучающихся 5 класса был назначен тьютор (Жарова К.Ф.), которая наряду с классным руководителям (Остарова Л.С.) осуществляет организацию учебно-воспитательного процесса в классе.

С учениками  дополнительно после уроков занимается педагог-психолог, которая помогает обучающимся успешно пройти адаптацию, учителям при работе с учениками, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной мотивацией.

          Одним из важнейших условий реализации  основной образовательной программы основного общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.

           Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей. Для успешной  учебной деятельности учащихся  гимназия частично оснащена печатными  и электронными  носителями учебной информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами, имеется доступ в Интернет.

               Гимназией  были направлены финансовые средства на создание современных условий    необходимых для реализации ФГОС, для формирования современной образовательной среды, для достижения  нового результата образования.

Приобретены:

- интерактивные доски;

- интерактивная панель;

- мультимедийная техника;  

            Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ основного общего образования,  гимназия должна решить  следующие проблемы:

- обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

- продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями   ФГОС.

Педагогами гимназии ведется образовательный мониторинг, условием которого является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности  обучающихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности обучающихся к обучению на следующей ступени.

       Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым гимназистом программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения обучающихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать обучающихся по успешности обучения.

          Результаты  комплексной работы, проведенной в прошлом году в 4-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему гимназии заданий УУД позволило:

·      поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

·      создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

·       оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

           Итоговое оценивание за  год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями начальных  классов были заведены «Портфолио» на каждого ученика, которые продолжают пополняться.

           Проделана огромная работа по внедрению ФГОС в гимназии, но не полностью реализованы все требования стандартов. В гимназии есть ряд проблем:

1.    Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.

2.    Отсутствие игровых зон.

3.      Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.

4.      Финансовое обеспечение реализации ФГОС.

Для успешной реализации ФГОС ООО  необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.

4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования;

6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей - предметников.

    Итак, в 2014-2015 учебном году будет продолжена работа по повышению качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО, включающая в себя повышение профессиональной подготовки учителя, совершенствование методики преподавания, использование передовых педагогических технологий и инновационных тенденций, создание комфортной психологической среды и условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся различного интеллектуального уровня, по материально-техническому оснащению образовательного процесса.