Внеурочная деятельность  как одно из средств формирования универсальных учебных действий.

Гришкевич Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 5 п. Ленинский»

Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности  должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть  достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий, внеурочной деятельности.  Урок по понятным причинам не может вместить всё то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования универсальных учебных действий.

Уже не первый год я активно сотрудничаю с Новосибирским центром продуктивного обучения, который предлагает учащимся обучение в дистанционной лингвистической школе. В этом учебном году я решила предложить ученикам  5 класса пройти обучение в такой школе.  В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания  по темам: «Именные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.  На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.  Мной разработана рабочая программа  по внеурочной деятельности «Дистанционная лингвистическая школа» для учащихся 5 класса, обучающихся по ФГОС. Главный результат реализации рабочей программы внеурочной деятельности - создание ситуации для творческой самореализации учащегося.  Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика

 

Рабочая программа

 

По внеурочной деятельности «Дистанционная лингвистическая школа»

5 класс

Общее количество часов: 35 ч

 

Гришкевич Елена Александровна

учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

 

 

2014 г.

п. Ленинский

 

Пояснительная записка

 

Данная программа составлена для 5 класса общеобразовательной школы на основе:

·    Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089);

·      Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

·    Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №5 на 2014/15 учебный год.

·    Материалов, разработанных методистами Новосибирского центра продуктивного обучения.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Именные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Цель программы:

- создание деятельностной ситуации  для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Именные части речи»; формирование мотивации к исследованию грамматического значения, синтаксических свойств, особенностей орфографии, морфологических признаков именных частей речи, формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы:

- Обучающие:

·      Развитие интереса к русскому языку;

·      Углубление знаний, умений и навыков по именным частям речи;

·      Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности в познании родного языка;

·      Формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

·      Развитие творчества;

·      Совершенствование общего языкового развития учащихся;

·      Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

·      Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- Воспитывающие:

·      Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;

·      Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- Развивающие:

·      Развивать смекалку и сообразительность;

·      Приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·      Развивать умение пользоваться дополнительной литературой.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода; является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Принципы реализации программы  внеурочной деятельности:

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности является создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

 

Система контроля: курс завершается олимпиадой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

·         лекции;

·         практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·         анализ и просмотр текстов;

·         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) ;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая;

·  теоретическая;

·  практическая.

Основные методы и технологии

·         технология  разноуровневого обучения;

·         развивающее обучение;

·         технология  обучения в сотрудничестве;

·         коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Место курса в плане внеурочной деятельности: 35 часов (1 занятие в неделю).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

5 класс

Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели занятия; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

 

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

·         лекции;

·         практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·         анализ и просмотр текстов;

·         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая;

·  теоретическая;

·  практическая.

Основные методы и технологии

·         технология  разноуровневого обучения;

·         развивающее обучение;

·         технология  обучения в сотрудничестве;

·         коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьн

Содержание программы «Дистанционная лингвистическая школа»

Введение. Знакомство правилами обучения в ДЛШ, тематикой модулей – 1 час.

Именные части речи – 32 часа.

Первый модуль: Имя существительное – 8 часов.

ü  Общее грамматическое значение

ü  Морфологические признаки

ü  Синтаксические свойства

ü  Особенности орфографии

 

Второй модуль: Имя прилагательное – 8 часов.

ü  Общее грамматическое значение

ü  Морфологические признаки

ü  Синтаксические свойства

ü  Особенности орфографии.

Третий модуль: Имя числительное – 8 часов.

ü  Общее грамматическое значение

ü  Морфологические признаки

ü  Синтаксические свойства

ü  Особенности орфографии

 

Четвёртый модуль: Местоимение – 8 часов.

ü  Общее грамматическое значение

ü  Морфологические признаки

ü  Синтаксические свойства

ü  Особенности орфографии

Итоговая олимпиада – 2 часа.

Календарно-тематическое планирование 

5 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Тема

Количество часов

Дата

Введение. Знакомство с правилами обучения в ДЛШ, тематикой модулей.

1

 

 

1 модуль. Имя существительное (8 часов)

Имя существительное. Общее грамматическое значение.

2

 

Морфологические признаки.

2

 

Синтаксические свойства.

2

 

Особенности орфографии.

2

 

 

2 модуль. Имя прилагательное (8 часов)

Имя существительное. Общее грамматическое значение.

2

 

Морфологические признаки.

2

 

Синтаксические свойства.

2

 

Особенности орфографии.

2

 

 

3 модуль. Имя числительное (8 часов)

Имя существительное. Общее грамматическое значение.

2

 

Морфологические признаки.

2

 

Синтаксические свойства.

2

 

Особенности орфографии.

2

 

4 модуль. Местоимение (8 часов)

Имя существительное. Общее грамматическое значение.

2

 

Морфологические признаки.

2

 

Синтаксические свойства.

2

 

Особенности орфографии.

2

 

 

Итоговая олимпиада

2

 

 

Планируемые результаты освоения программы  внеурочной деятельности

 5 класс.

Личностные:

Метапредметные:

-Регулятивные:

-Коммуникативные:

- Познавательные:

Предметные:

Учебно-методическое обеспечение  образовательного процесса:

1.      Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы. Составитель Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.

2.      Весѐлая грамматика. Волина В.В. -  М.: Знание, 2005.

3.       Занимательно о русском языке. Иванова В.А. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

4.      Минскин Е.М. От игры к знаниям. Минскин Е.М.   М.: Просвещение, 1987.

5.      Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. Чаплыгина И.Д.   М.: Владос, 2000.

6.      Материалы, разработанные методистами новосибирского центра продуктивного обучения.

 

Интернет – ресурсы

 

Словари:

 

 

 

 

 

Техническое обеспечение образовательного процесса

 

·      Материальное обеспечение кабинетов:

·      Мультимедийный компьютер;

·      Проектор;

·      Экран;

·      Интернет;

·      Электронное приложение к учебнику