Методическое обеспечение профессиональной деятельности учителей в период перехода на ФГОС ООО

Чмирь О.Б., зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия г. Алдан»

 

 ООО предъявляет особые требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в числе которых уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения, непрерывность их профессионального развития. Поэтому развитию профессионально-методической компетентности учителя как ведущего условия реализации образовательного стандарта в гимназии уделяется большое внимание.

Во-первых, все педагоги, работающие в пятом классе,  прошли по графику курсы в ИРО и ПК РС (Я), например, Картузова С.А., учитель математики, - фундаментальные, Калинчук Т.С., учитель русского языка и литературы, Савченко И.Н., учитель биологии и географии, - проблемные и т.д. Во-вторых, в течение 2013-2014 учебного года для учителей среднего и старшего звена проводился методический семинар по ФГОС, на котором были рассмотрены следующие вопросы: «Новые образовательные стандарты: новые требования и новые возможности», «Метапредметный подход к созданию нового содержания образования», «Метапредметность и ключевые компетентности», «Метапредметные результаты, занятие и УУД», «Формирование метапредметных компетенций на уроке в современной школе»,«Требования к деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС (по функциям управления). Учителям-предметникам были даны рекомендации по разработке  рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО, которые были ими разработаны и утверждены 30 августа 2014 г. Для самостоятельного изучения педагоги получили методический портфель в виде сетевого ресурса, в котором были собраны статьи, аудизаписи ученых о ФГОС, в частности А.В.Хуторского о метапредметности, системно-деятельностном подходе. Также педагогам было предложено обучение работе с интерактивной доской, которое провела учитель информатики Серебренникова Г.И., а три педагога прошли республиканские курсы.

В-третьих, на педагогическом совете были рассмотрен вопрос «Самообразование как средство развития педагогического коллектива и личности», где о своем самообразовании рассказали как учителя начального звена Амосова Т.Ю., Огнева В.К., так и учителя среднего и старшего звена Витевская М.И., учитель истории и обществознания, Подгорная Е.А., учитель русского языка и литературы. В преддверии педсовета учителям была предложена анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО, ответы на которую послужили материалом для составления планов по повышению квалификации педагогов на рабочем месте. С цельюэффективного планирования работы гимназии по переходу на ФГОС в основной школе был проведен педсовет  разработке «Дорожной карты реализации ФГОС ООО». Педагоги, администрация, разбитые на группы, составляли план мероприятий по нормативно-правовому, финансовому, организационному, информационному, материально-техническому, методическому и кадровому  обеспечению ФГОС ООО. Отношение к стандартам у педагогов далеко не однозначное, о чем говорит рефлексия, написанная на этом педсовете:

Крошка сын пришел к отцу и спросила кроха:

- ФГОСы – это хорошо?

- Нет, сынок, то плохо.

- Почему же, папа мой, откуда негатив такой?

- Что осталось, уничтожает, оттого и сердце гложет.

Учителя-то разбегутся, а молодые-то не рвутся…

- Папа, а наша мама тоже? На нее-то непохоже?

- В лифтеры мама собирается, от ФГОСов убежать старается…

Вышел сын тут за порог и подумал кроха:

- ФГОСы – это просто жуть! Или очень плохо!

Может, в школу не пойду да за границу я рвану!

Другая же группа написала следующее:

Мы сидели и гадали, наши ФГОСы обсуждали.

Как же дальше нам прожить и в работе не тужить.

Посидели, помечтали, все проблемы порешали

И решили, что теперь работать будет нам не лень.

Для разработки основной образовательной программы ООО педагоги тоже были разбиты на творческие группы, которые работали над отдельными программами, в частности, по профориентации, по воспитанию и социализации, по развитию ИКТ-компетентности учителей и т.д.

В-четвертых, наши педагоги регулярно участвуют и в других мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности. Это участие в видеоконференциях в рамках программы «Гимназический союз России», которое позволяет, с одной стороны, познакомиться и с новыми технологиями, и с опытом работы по ФГОС в том или ином направлении, с другой стороны, поделиться своими наработками. Так, педагоги поучаствовали в ВКС «Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС» (г. Чебоксары, гимназия №1),  «Современные проблемы информатизации образовательного процесса» (г. Орел, гимназия №39),  «Реализация программы по формированию культуры здоровья» (г. Березовский, лицей №7), «Нетрадиционные формы родительских собраний» (г. Зеленогорск, СОШ), а также в ВКС «Технология обучения по ФГОС в начальной школе», на которой учителя гимназий г. Санкт-Петербурга рассказывали об использовании педагогических технологий для формирования метапредметных умений, что особенно ценно в рамках преемственности. Своими наработками учителя гимназии делятся и с учителями республики, района. Кривушина Е.В., учитель русского языка, приняв участие в методическом семинарена республиканских проблемных курсах,  выступила по теме «Технология мастерской и ФГОС», а Савченко И.Н., учитель биологии, рассказала об «Использовании ИКТ во внеурочной деятельности». Морозова С.А., побывавшая на фундаментальных курсах, поделилась в рамках курсов опытом работы по «Использованию национально-регионального компонента на уроках английского языка». Активно участвуютпедагоги и в конкурсах профессионального мастерства: в районном конкурсе «Под созвездием культуры», посвященном Году культуры, приняло участие 5 педагогов, четверо из них (Белоус С.В., учитель культуры народов РС (Я), Беккер Г.Н., учитель начальных классов, Морозова С.А., учитель английского языка, Витевская М.И., учитель истории и обществознания) стали призерами этого конкурса. Лауреатом конкурса «Учитель золотого Алдана» стала Бидикина Е.В., учитель английского языка. Три педагога участвовали в деловой игре «Профи», Иванцова Т.Ю., учитель английского языка, дошла до прикладного тура. Все представленные на конкурс уроки были разработаны в соответствии с требованиями к современному уроку.

Внеурочная деятельность, которой уделяется большое внимание во ФГОС, давно реализуется в гимназии, естественно, наработан богатый опыт, который был представлен в прошлом году на районном фестивале дополнительного образования «Шаги к успеху», где гимназия заняла 1 место, и на стажировочной площадке по теме «Создание модели гражданско-правового образования в соответствии с требованиями ФГОС» в рамках Южно-Якутского форума.

С 13 по 17 октября 2014 года прошла методическая неделя «Урок по ФГОС», в рамках которой было дано пять открытых уроков в 4 и 5 классах: Амосова Т.Ю. – окружающий урок, 4 кл.; Калинчук Т.С. – литература, Остарова Л.С. – история, Картузова С.А. – математика, Гришкевич Е.А. – русский язык,5 кл., которые смогли посетить и проанализировать все педагоги гимназии. Анализ уроков показал, что они прошли на высоком организационном и методическом уровне. Девиз недели - «Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие» - подтвердился. Более 70% урока было отдано самостоятельной, групповой деятельности учащихся, презентации их продуктов. Учениками были использованы разнообразные методы познания: наблюдение, поиск, сравнение, чтение, на уроках формировались навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки. Следующая методическая неделя запланирована на январь, где будут представлены открытые занятия по внеурочной деятельности. Администрацией вновь собран методический портфель по ФГОС и представлен педагогам, в котором они смогут найти конструктора урока и классного часа, технологическую карту урока и материалы по формированию,  средствам и формам достижений, оценке планируемых результатов в условиях ФГОС.

Наравне с повышением квалификации педагогов шло интенсивноеинформирование родителей учащихся всех ступеней обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.Накануне нового учебного года проводилась информационная работа с родителями пятиклассников по вопросам организации обучения детей, ознакомления родителей с образовательной программой гимназии.В октябре традиционно проходит педагогический консилиум по адаптации пятиклассников,где совместно с родителями и педагогами обсуждались первые результаты внедрения ФГОС ООО. Все единогласно пришли к выводу, что переход стал безболезненным, дети адаптацию прошли успешно. 5а класс отличается доброжелательностью, творческой активностью. По итогам 1 четверти успеваемость составила 100%, качество - 68%. В классе 25 человек: 2 отличника, 15 хорошистов. Есть и потенциал увеличение количества отличников - 1 обучающийся имеет одну «4», 2 обучающихся две «4» по предметам. Затем педагог-психолог Демина Н.В. провела деловую игру, в которой предложила родителям не только назвать лучшие качества сынаили дочки, но и разрекламировать один из его недостатков, что удалось не всем группам, но зато заставило их задуматься над тем, что все дети разные, но каждый ребенок  индивидуален и по-своему хорош.

Так как работе с родителями в гимназии придается большое значение, накоплен богатый опыт работы, чем мы поделились в марте 2014 г. со школами России в рамках сеанса видеоконференсвязи. Классные руководители рассказалиоб "Опыте организации работы с родителями обучающихся» (Иванцова Т.Ю.), «Театральной педагогике как средстве формирования родительской активности» (Витевская М.И.), «Проектной деятельности в классе» (Кривушина Е.В.), ходом и результатами реализации программы «Школа родительской активности» поделилась председатель Управляющего совета Пелешатая В.В. Материалы пяти педагогов и администрации по работе с родителями опубликованы вэлектронном сборнике информационных и методических материалов, изданном учебно-методическим отделом Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения совместно с Целевым фондом будущих поколения РС(Я) в разделе «Опыт работы педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования Республики Саха (Якутия) по работе с семьями»

В 2014-2015 учебном году мы продолжим работу по совершенствованию методики преподавания, использованию передовых педагогических технологий и инновационных тенденций,созданию условий, обеспечивающих образовательную деятельность (информационные, предметные ресурсы, социум), реализующих задачи профессиональной деятельности (правовые, организационно-педагогические).