Методическое обеспечение профессиональной деятельности
учителей в период перехода на ФГОС ООО
Чмирь
О.Б., зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия г. Алдан»
ООО предъявляет особые
требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы
основного общего образования, в числе которых уровень квалификации
педагогических работников образовательного учреждения, непрерывность их
профессионального развития. Поэтому развитию профессионально-методической
компетентности учителя как ведущего условия реализации образовательного
стандарта в гимназии уделяется большое внимание.
Во-первых, все педагоги,
работающие в пятом классе, прошли по
графику курсы в ИРО и ПК РС (Я), например, Картузова
С.А., учитель математики, - фундаментальные, Калинчук
Т.С., учитель русского языка и литературы, Савченко И.Н., учитель биологии и
географии, - проблемные и т.д. Во-вторых, в течение 2013-2014 учебного года для
учителей среднего и старшего звена проводился методический семинар по ФГОС, на
котором были рассмотрены следующие вопросы: «Новые образовательные стандарты:
новые требования и новые возможности», «Метапредметный
подход к созданию нового содержания образования», «Метапредметность
и ключевые компетентности», «Метапредметные
результаты, занятие и УУД», «Формирование метапредметных
компетенций на уроке в современной школе»,«Требования к деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС
(по функциям управления). Учителям-предметникам были даны рекомендации
по разработке рабочих программ в
соответствии с ФГОС ООО, которые были ими разработаны и
утверждены 30 августа 2014 г. Для
самостоятельного изучения педагоги получили методический портфель в виде
сетевого ресурса, в котором были собраны статьи, аудизаписи
ученых о ФГОС, в частности А.В.Хуторского о метапредметности,
системно-деятельностном подходе. Также педагогам было
предложено обучение работе с интерактивной доской, которое провела учитель
информатики Серебренникова Г.И., а три педагога прошли республиканские курсы.
В-третьих, на педагогическом совете были рассмотрен вопрос
«Самообразование как средство развития педагогического коллектива и личности»,
где о своем самообразовании рассказали как учителя начального звена Амосова
Т.Ю., Огнева В.К., так и учителя среднего и старшего звена Витевская
М.И., учитель истории и обществознания, Подгорная Е.А., учитель русского языка
и литературы. В преддверии педсовета учителям была предложена анкета для
выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО,
ответы на которую послужили материалом для составления
планов по повышению квалификации педагогов на рабочем месте. С цельюэффективного планирования работы гимназии по переходу на ФГОС в основной
школе был проведен педсовет разработке «Дорожной карты
реализации ФГОС ООО». Педагоги, администрация, разбитые на группы, составляли
план мероприятий по нормативно-правовому, финансовому, организационному,
информационному, материально-техническому, методическому и кадровому обеспечению ФГОС ООО. Отношение к стандартам
у педагогов далеко не однозначное, о чем говорит рефлексия, написанная на этом
педсовете:
Крошка сын
пришел к отцу и спросила кроха:
- ФГОСы – это хорошо?
- Нет, сынок, то
плохо.
- Почему же,
папа мой, откуда негатив такой?
- Что осталось,
уничтожает, оттого и сердце гложет.
Учителя-то
разбегутся, а молодые-то не рвутся…
- Папа, а наша
мама тоже? На нее-то непохоже?
- В лифтеры мама
собирается, от ФГОСов убежать старается…
Вышел сын тут за
порог и подумал кроха:
- ФГОСы – это просто жуть! Или очень плохо!
Может, в школу
не пойду да за границу я рвану!
Другая же группа
написала следующее:
Мы сидели и
гадали, наши ФГОСы обсуждали.
Как же дальше
нам прожить и в работе не тужить.
Посидели,
помечтали, все проблемы порешали
И решили, что
теперь работать будет нам не лень.
Для разработки
основной образовательной программы ООО педагоги тоже были разбиты на творческие
группы, которые работали над отдельными программами, в частности, по профориентации,
по воспитанию и социализации, по развитию ИКТ-компетентности
учителей и т.д.
В-четвертых,
наши педагоги регулярно участвуют и в других мероприятиях, направленных на
повышение профессиональной компетентности. Это участие в видеоконференциях в
рамках программы «Гимназический союз России», которое позволяет, с одной
стороны, познакомиться и с новыми технологиями, и с опытом работы по ФГОС в том
или ином направлении, с другой стороны, поделиться своими наработками. Так, педагоги поучаствовали в ВКС «Модель психолого-педагогического
сопровождения ФГОС» (г. Чебоксары, гимназия №1), «Современные проблемы информатизации
образовательного процесса» (г. Орел, гимназия №39), «Реализация программы по формированию
культуры здоровья» (г. Березовский, лицей №7), «Нетрадиционные формы родительских
собраний» (г. Зеленогорск, СОШ), а также в ВКС «Технология обучения по ФГОС в
начальной школе», на которой учителя гимназий г. Санкт-Петербурга рассказывали
об использовании педагогических технологий для формирования метапредметных умений, что особенно ценно в рамках преемственности.
Своими наработками учителя гимназии делятся и с учителями республики, района.
Кривушина Е.В., учитель русского языка, приняв участие в методическом семинарена
республиканских проблемных курсах, выступила
по теме «Технология мастерской и ФГОС», а Савченко И.Н., учитель биологии,
рассказала об «Использовании ИКТ во внеурочной деятельности». Морозова С.А.,
побывавшая на фундаментальных курсах, поделилась в рамках курсов опытом работы
по «Использованию национально-регионального компонента на уроках английского
языка». Активно участвуютпедагоги и в конкурсах
профессионального мастерства: в районном конкурсе «Под созвездием культуры»,
посвященном Году культуры, приняло участие 5 педагогов, четверо из них (Белоус
С.В., учитель культуры народов РС (Я), Беккер Г.Н., учитель начальных классов,
Морозова С.А., учитель английского языка, Витевская
М.И., учитель истории и обществознания) стали призерами этого конкурса.
Лауреатом конкурса «Учитель золотого Алдана» стала Бидикина
Е.В., учитель английского языка. Три педагога участвовали в деловой игре
«Профи», Иванцова Т.Ю., учитель английского языка, дошла до прикладного тура.
Все представленные на конкурс уроки были разработаны в соответствии с
требованиями к современному уроку.
Внеурочная
деятельность, которой уделяется большое внимание во ФГОС, давно реализуется в
гимназии, естественно, наработан богатый опыт, который был представлен в
прошлом году на районном фестивале дополнительного образования «Шаги к успеху»,
где гимназия заняла 1 место, и на стажировочной
площадке по теме «Создание модели гражданско-правового образования в
соответствии с требованиями ФГОС» в рамках Южно-Якутского форума.
С 13 по 17 октября 2014 года прошла методическая неделя «Урок по ФГОС», в рамках которой было дано пять открытых уроков в 4 и 5 классах: Амосова Т.Ю. – окружающий урок, 4 кл.; Калинчук Т.С. – литература, Остарова Л.С. – история, Картузова С.А. – математика, Гришкевич Е.А. – русский язык,5 кл., которые смогли посетить и проанализировать все педагоги гимназии. Анализ уроков показал, что они прошли на высоком организационном и методическом уровне. Девиз недели - «Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие» - подтвердился. Более 70% урока было отдано самостоятельной, групповой деятельности учащихся, презентации их продуктов. Учениками были использованы разнообразные методы познания: наблюдение, поиск, сравнение, чтение, на уроках формировались навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки. Следующая методическая неделя запланирована на январь, где будут представлены открытые занятия по внеурочной деятельности. Администрацией вновь собран методический портфель по ФГОС и представлен педагогам, в котором они смогут найти конструктора урока и классного часа, технологическую карту урока и материалы по формированию, средствам и формам достижений, оценке планируемых результатов в условиях ФГОС.
Наравне
с повышением квалификации педагогов шло интенсивноеинформирование
родителей учащихся всех ступеней обучения о подготовке к переходу на
федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
образования.Накануне
нового учебного года проводилась информационная работа с родителями
пятиклассников по вопросам организации обучения детей, ознакомления родителей с
образовательной программой гимназии.В октябре традиционно проходит
педагогический консилиум по адаптации пятиклассников,где совместно с родителями и педагогами обсуждались первые
результаты внедрения ФГОС ООО. Все единогласно пришли к выводу, что переход
стал безболезненным, дети адаптацию прошли успешно. 5а класс отличается
доброжелательностью, творческой активностью. По итогам 1 четверти успеваемость
составила 100%, качество - 68%. В классе 25 человек: 2 отличника, 15
хорошистов. Есть и потенциал увеличение количества отличников - 1 обучающийся
имеет одну «4», 2 обучающихся две «4» по предметам. Затем
педагог-психолог Демина Н.В. провела деловую игру, в которой предложила
родителям не только назвать лучшие качества сынаили дочки, но и
разрекламировать один из его недостатков, что удалось не всем группам, но зато
заставило их задуматься над тем, что все дети разные, но каждый ребенок индивидуален и по-своему хорош.
Так как работе с
родителями в гимназии придается большое значение, накоплен богатый опыт работы,
чем мы поделились в марте 2014 г. со школами России в рамках сеанса видеоконференсвязи. Классные руководители
рассказалиоб "Опыте организации работы с родителями обучающихся» (Иванцова
Т.Ю.), «Театральной педагогике как средстве формирования родительской
активности» (Витевская М.И.), «Проектной деятельности
в классе» (Кривушина Е.В.), ходом и результатами реализации программы «Школа
родительской активности» поделилась председатель Управляющего совета Пелешатая В.В. Материалы пяти педагогов и администрации по
работе с родителями опубликованы вэлектронном сборнике информационных и методических
материалов, изданном
учебно-методическим отделом
Республиканского центра развития дополнительного образования и детского
движения совместно с Целевым фондом будущих поколения РС(Я)
в разделе «Опыт работы педагогических работников учреждений общего и
дополнительного образования Республики Саха (Якутия) по работе с семьями»
В 2014-2015 учебном году мы продолжим работу по совершенствованию методики преподавания,
использованию передовых педагогических технологий и инновационных тенденций,созданию условий, обеспечивающих образовательную
деятельность (информационные, предметные ресурсы, социум), реализующих задачи
профессиональной деятельности (правовые, организационно-педагогические).