МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 с. ЧАГДА»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

 Учитель математики малокомплектной школы №11 с. Чагда

         Перетяка Жанна Анатольевна. Стаж работы 28 лет

                                 «Обобщение опыта работы»  

  

Личностно - ориентированное обучение на уроках математики

 

    Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности  и реализующей основные цели математического образования , я считаю, личностно-ориентированный  урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования , к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование

качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной  жизни в обществе.

   Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку  для применения  в практической деятельности для изучения  смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.

   Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное  развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей. Саморазвития. Задачи личностно-ориентированного образования:  личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащихся; интеллектуальное развитие учащихся;  формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.

К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:

- необходимость создания на уроке условий, способствующих заинтересованности ученика в учении, саморазвитии;

- учитель – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главное действующее лицо на уроке;

   - организация учебного процесса через диалог или полилог;

   - свобода выбора учеником уровня и темпа обучения.

Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:

1 этап.  Актуализация опорных знаний. Здесь задача: включить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по парте; провести дидактическую  игру «Я знаю, а ты?»

2 этап.  Включение детей в целеполагание, Здесь рационально использование заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.

3 этап. Основной. Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.

4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной  оценки  знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока;

5 этап. Итого урока- рефлексия.

Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.

Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способности, свой уровень развития, Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее  изучение личности и учет возможностей , способностей , интересов учащихся в процессе обучения. Наша школа – это природосообразная школа,; предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, базирующиеся на педагогическом сотрудничестве, направленная на формирование гуманной личности учащихся, обладающей ключевыми компетенциями. Одним из направлений в вопросе  гуманизации обучения и является личностно- ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении нескольких лет. Эффективность и целесообразность данного направления деятельности подтверждается обнадеживающими положительными результатами моих выпускников.

   На начальном этапе я проводила диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков, мотивы, характерологические особенности каждого ученика, уровень математических способностей.  Для определения уровня актуальных знаний провожу контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляю пробелы  в знаниях учащихся выявляю пробелы в знаниях учащихся, определяю группы учащихся для проведения индивидуальной, групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяю уровень интеллектуального   развития в классе. Здесь же определяю какими операциями мышления учащиеся недостаточно  владеют: обобщением, логикой, сравнением. Дети,  у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления не смогут  моделировать задачу в  виде схемы, таблицы, поэтому провожу тренинги по  формированию мыслительных  навыков. В классе существуют различные категории детей:  малоспособные дети, с большим трудом достигающие  образовательный уровень ЗУН, способные обучаться на высоком уровне учащиеся, способные свободно усваивать базовый уровень содержания образования, поэтому  составляю профиль уровня  обученности каждого ученика, выявляю те умения и навыки, которые требуют коррекции. Эта информация является базовой  для составления индивидуальных занятий. Разные дети требуют  разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить  в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.

   Для развития мышления  использую занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу так как только  в этом случае возможен прогресс в его развитии.  Большое внимание уделяю развитию у детей  способности к самооценке работы так как самооценка позволяет спокойнее относиться  к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими детьми опираюсь на правила:      

 

   -не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения , давать больше времени на обдумывание.

   -не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать  постепенно по мере  усвоения.

  - путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах ,знаниях и возможностях учиться.  Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и  контрольных также.

В своей работе использую идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской с  которыми знакомлюсь из научных источников.  Также в работе применяю методы, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения. Это

:  -  технологии развивающего обучения,

   - игровые технологии, где совершенствуется свобода выбора, самостоятельность  ответственность

  - проблемные, поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности ребенка

  - технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности,  индивидуальности.

Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.

Например: Тема «Сравнение обыкновенных дробей»

Цели:

1.     Знакомство с алгоритмом сравнения дробей  с разными знаменателями;

2.     Развитие самостоятельной деятельности учащихся;

3.     Воспитание трудолюбия, аккуратности.

              

                                       Ход урока

Учитель: Тема нашего  урока «Сравнение обыкновенных дробей». Давайте вспомним , какие числа мы уже умеем сравнивать.

Ученики: Натуральные числа ,десятичные дроби, обыкновенные дроби.

Учитель: Молодцы! Сравните, пожалуйста, эти числа:

 

           12 и 12,1        1   и                 и 

 

              и               и                    и 

 

Учитель: В каком примере вы затруднялись поставить знак сравнения? Почему?

Ученик: В последнем примере разные и числитель и знаменатель. Сравнить нельзя.

Учитель: Как будем решать эту проблему? Ваши предложения?

 

 

Тема: « Умножение десятичных  дробей» 5 класс.

Цели:

1.     Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей.

2.     Развитие познавательной деятельности учащихся.

3.     Развитие  коммуникативных способностей.

 

                 Ход урока.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве разминки выполнить такое задание:

                Найти площадь прямоугольника со сторонами a  и  b  .

1.     a=8м,        b=3м

2.     a=8м,        b=200см

3.     a=8м,        b=3/8 см

4.     a=8м,        b=0,4 м

5.     a=3,8м,     b=5,9 м

Учитель: Проверим ваши ответы и проверим все ли задачи вы смогли решить.

Почему  вы не смогли решить задачи 4 и 5?

Ученик: Мы не умеем умножать десятичные дроби.

Учитель: Тема урока « умножение десятичных дробей» . Ваши предложения  о том как умножать дроби

Ученики: 1) целые части на целые части ,дробные на  дробные;

2) записать при умножении запятую под запятой.

Учитель: Проверим ваши гипотезы. Переведем метры в сантиметры, перемножим и проверим.

 

                        Примеры целеполагания

Фрагмент урока в 5 классе

Тема: «Проценты» (2-й урок темы)

Цели:

1.     решение задач на нахождение % от числа и числа по его  %.

2.     Развитие умений сравнивать, обобщать, формулировать задачи;

3.     Применение процента в практической деятельности.

              Ход урока

Учитель: Вчера на уроке мы познакомились с новым понятием % и научились переводить десятичные дроби в проценты и наоборот. Предлагаю вам проверить себя.

Устная работа ( на доске ):

1.     Перевести десятичную дробь в проценты:

0,74   0,08   1,56   0,067   0,685.

2.     Перевести % в десятичную дробь: 36%   3%  6%   7,9%   356%.

3.     В магазин привезли 40кг картофеля, до обеда продали 20% всего картофеля. Сколько кг продали?

4.     От куска продали 8 метров. Сколько метров было в куске, если отрезали 1/8 часть?

Учитель: Ребята, почему сегодня  я включила такие задачи в устную работу?

Ученики: Мы начали изучать проценты. Наверное , будем решать задачи на проценты.

Учитель: Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «задачи на проценты» и какую же цель мы поставили?

Ученик: Научиться решать задачи на проценты.

Учитель: А как вы думаете, можно ли эти задачи разбить на типы, Подсказки  на доске

Ученик: Да, задачи  на нахождение % от числа и числа по его %.

Учитель:  Правильно, давайте научимся различать пока  только эти 2 вида и их решать.

 

 

Урок обобщения и систематизации знаний через осуществление  личностно- ориентированное обучение.

 

Тема: «Четырехугольники»

Цель урока: Подвести  итоги изучения темы «Четырехугольники».

Задачи урока:

Обучающие:

-знать определение, свойства, признаки четырехугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба , квадрата.

-уметь формулировать, доказывать свойства и признаки.

-уметь применять определение, свойства и признаки на практических задачах.

-уметь анализировать условие задачи, ввести по результатам анализа построение, доказывать , что построена требуемая фигура, проводить исследование.

Воспитывающие:

- формировать потребность к самоконтролю

- формировать навыки партнерской деятельности в группе

- формировать навыки самостоятельного обучения

- развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной и коллективной деятельности

- реализация учебных потребностей каждого в классе.

Развивающие :

- умение планировать собственную деятельность

- умение преодолевать трудности интеллектуального труда

Навыки обобщения и систематизации знаний по теме

- умение представлять и защищать свое видение.

Плакаты с чертежами:

1.     Свойств, признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба

2.     Задач на доказательства

3.     Свойств углов при основании трапеции и диагоналей трапеции

4.     Теорема Фалеса.

Ход урока

а) Постановка целей и задач урока

Мы с вами  изучили тему многоугольники. Ответьте на вопросы:

1.Что вы знаете о многоугольниках?

2. Какие многоугольники мы рассматривали? Почему?

Давайте , ребята , попробуем  поставить цели и задачи урока по итогам изучения темы « четырехугольники», исходя из информации на плакатах.

б) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме.

Чтобы  охватить всю тему, ребята. Давайте разделимся на группы. Первая группа-параллелограмм, прямоугольник, ромб, вторая - теорему Фалеса. 5 минут обсуждений вопросов под руководством консультанта - аналитика, затем защищают проект доказательства. По окончанию защиты группа анализирует основные факты, события, явления по заданной фигуре. Защита продолжается  10-12 минут.

в) Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и  выполнения  практических заданий.

Вопрос: Как взаимосвязаны фигуры – выпуклые  четырехугольники, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат?

 В   группах обсуждаем защиту индивидуальных заданий на дом. Защита проекта доказательства длится 8 минут.

г) Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе  широкой  систематизации знаний предмета геометрии.

Вернемся к теореме Фалеса. Какие фигуры участвуют в данной теореме?

Прямые. Они пересекаются   в некоторой точке. Существует некоторая точка, в которой пересекутся прямые так как они по условию не параллельны,  тогда получим угол, стороны которого пересечены параллельными прямыми. Но угол является  частью большего  треугольника, который содержит много треугольников и много трапеций. В «малом» увидели «большее». Связать  свойства углов при основании  в равнобедренном треугольнике с углами  в равнобедренной трапеции? Какими свойствами обладает трапеция? О каких элементах трапеции говорится в свойствах? Итак , доказываем свойства трапеции. Эвристический диалог  длится 6 минут. Предлагаю каждой группе составить логическую модель изученной темы и  его 5 минут. Для всех домашнее задание- это задачи по теме «Четырехугольники» так как мы  теперь знаем их свойства  и признаки.

д) Рефлексия проведенного урока с детьми произойдет на следующей геометрии с показательными решениями задач на построение.

План рефлексии:

- Осуществили ли план урока и на сколько?

- Какие ошибки были допущены?

- А как лучше это сделать?

 В работе с учащимися   всегда стараюсь учитывать субъективный опыт учеников.

Любая получаемая информация интересна для них только тогда , когда в ней есть и новое и старое , и незнакомое. Чем теснее связаны старые и новые понятия тем теснее связаны старые и новые познания. Только тесная связь нового с уже изученным может служить  прочным фундаментом. Выбираю следующие нормы привлечения старых знаний к освоению нового материала:

·        выявление  аналогичных ситуаций;

·        Противопоставление;

·        Сопоставление

·        Прослеживание общих закономерностей

·        Выделение новых сторон в известном

·        Использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями

На любом этапе учебной деятельности учащиеся  имеют определенную свободу выбора. Взаимосвязи учения, обучения, развития.

   Личностно-ориентированное образование есть  системное построение.

Оно позволяет:

·        Добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности.

·        Ввести в систему индивидуальную работу с  учащимися.

·        Значительно снизить количество неуспевающих;

·        Повысить качество знаний учащихся; Ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение  успешным для каждого ученика.

·        Значительно четче увидеть пробелы в знаниях ребят и своевременно ликвидировать;

·        Повысить уровень учебной мотивации.

·        Создать психологический комфорт на уроке для ученика и учителя.

Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивать ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и  учитель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения, ориентированных на результат, совершенствуется в  своем педагогическом мастерстве.